Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Горбунов А.
Борис Аркадьев
стр. 70


-    По такой игре не продержится.

-    Да, играют что надо.

-    Давно такого не видел.

Действительно, давно уже не видели ни все мы, ни старый стадион «Динамо» такой ошеломляющей игры. Порой казалось, что все мы смотрим не футбол, а фильм о футболе, в котором строгий режиссер оставил только идеальные кадры. Гол, еще гол, еще. Пять голов в спартаковские ворота, на которые соперник сумел ответить только одним. Но дело было даже не в счете, хотя подобного еще не встречалось за всю историю борьбы этих команд. Дело было в самом характере победы, в самом рисунке матча, который много лет спустя Григорий Иванович Федотов назвал важной вехой в истории нашего футбола. «В этом поединке, -вспоминал он, - со стороны московских динамовцев было продемонстрировано все самое лучшее, все самое передовое, что было присуще советскому футболу в ту пору».

Добавим к этому, что именно «Динамо» стало в тот год законодателем футбольной моды. Оно вновь доказало, что как бы хороша ни была изученная схема, как бы виртуозно ни владела ею та или иная команда, она обречена на провал, если довольствуется достигнутым, если уповает на прошлое. Только неизменное устремление вперед, только постоянный путь исканий приводит к победе. Динамовцы создали новый стиль игры, и их характер стал на время характером нашего футбола.

Но что же это за характер? Каковы его черты? Мы уже не раз говорили о необычности, новаторстве игры динамовцев. Пора раскрыть эти понятия.

В 1940 году московское «Динамо» было на голову выше любой другой советской команды. Достаточно вспомнить, что на финише чемпионата при исключительно острой конкуренции команда набрала 14 очков из 14 возможных при непостижимом балансе забитых и пропущенных мячей - 26:3. В среднем за одну игру ее форварды забивали соперникам почти четыре гола (3,71, если мы хотим быть абсолютно точными). Для сравнения можно указать, что следовавшие по пятам тбилисские динамовцы набрали в этих же последних семи турах 12 из 14 очков при балансе 22:11.

Мне хочется отметить, что в ту пору эта команда всегда думала о зрителе и играла не только для себя, но и для зрителя. Я хотел бы, чтобы это утверждение было воспринято в самом лучшем смысле. Динамовцам были органически чужды какая-либо показуха, апеллирование к низменным вкусам, индивидуализм или нерациональная эквилибристика. Слово «думала о зрителе» следует понимать в том смысле, что она всегда строила свою игру красиво, темпераментно, ярко, доставляя всем нам, наблюдавшим ее, подлинное эстетическое наслаждение.

Хочется опять вернуться к тем прямолинейным утверждениям, что, дескать, раньше играли хуже. Разве можно сказать, что Евгений Евтушенко пишет стихи лучше, чем Владимир Маяковский? Это будет смешно, не правда ли? Они просто разные поэты, и каждый по-своему прекрасен. У меня лично, как говорится, не повернется язык сказать, что кто-либо сегодня играет лучше московского «Динамо» сорокового года. По-другому, да. Но не лучше! Это был коллектив удивительно интересный, яркий и по-своему прекрасный.

В области тактики динамовцы продемонстрировали «чудо», которое потом вошло во все работы о футболе под названием «организованный беспорядок». Что ж, можно позавидовать человеку, который первым изобрел этот термин, точный и умный. Динамовцы по воле своего тренера отвергли одеревеневшую схему «дубль-ве» и вдохнули в нее живую душу - широкое, постоянное, активное перемещение нападающих по всему фронту атаки.

Конечно, комбинации с переменой мест были известны в нашем футболе и раньше. Их первыми показали тбилисские динамовцы, их применяли и автозаводцы, и ЦДКА, но все эпизодически, от случая к случаю. «Динамо» же возвело перемену мест в основной принцип своего нападения, помножив его на безупречную техничность, волю и неутомимость.

Перед этими замечательными слагаемыми рухнули самые прочные защитные построения, рухнула, истощив себя, родившаяся с началом маневренного футбола и ставшая на какое-то время основной формула обороны «каждый держит каждого». Пятерка москвичей, действуя на больших скоростях, неизменно вносила панику и растерянность в ряды соперников. Это было открытием, причем открытием не только нашего, но и всего европейского футбола.


 
Новости
«Реал Сосьедад» в гостях обыграл «Малагу» и вышел на пятое место
"Реал Сосьедад" в матче 18-го тура чемпионата Испании в гостях обыграл "Малагу" со счетом 2:0. "Реал Сосьедад" вышел на пятое место в турнирной таблице. "Малага" занимает 14-ю строчку.
«Милан» сыграл вничью с «Торино»
"Торино" и "Милан" сыграли вничью в матче 20-го тура чемпионата Италии – 2:2. В составе хозяев отличились Андреа Белотти и Марко Бенасси. Гости смогли отыграться благодаря голам Андреа Бертолаччи и Карлоса Бакки.
Российские гандболисты победили Польшу на чемпионате мира
Мужская сборная России по гандболу взяла верх над соперниками из Польши в рамках третьего тура группового этапа чемпионата мира, который проходит во Франции. Команда Дмитрия Торгованова выиграла со счетом 24:20.
Пайет хочет перейти в «Марсель» из-за семейных обстоятельств
Французский хавбек Димитри Пайет хочет покинуть "Вест Хэм" из-за семейных обстоятельств. Согласно источнику, семья футболиста некомфортно чувствует себя в Лондоне и хочет вернуться во Францию. Также сообщается, что Пайет отверг несколько предложений о переходе, в том числе из Китая и АПЛ.
«Финал четырёх» мужской волейбольной Лиги чемпионов пройдёт в Риме
«Финал четырёх» мужской волейбольной Лиги чемпионов сезона-2016/17 пройдёт в Риме, сообщается на официальном сайте Европейской конфедерации волейбола (CEV). Матчи главного волейбольного еврокубка пройдут 29-30 апреля на арене «ПалаЛоттоматика».
Форвард «Локомотива» Шкулетич может продолжить карьеру в Греции
Форвард московского "Локомотива" Петар Шкулетич может продолжить карьеру в одном из клубов чемпионата Греции, утверждает eurosport.onet.pl.
 

















35577