Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Горбунов А.
Борис Аркадьев
стр. 70


-    По такой игре не продержится.

-    Да, играют что надо.

-    Давно такого не видел.

Действительно, давно уже не видели ни все мы, ни старый стадион «Динамо» такой ошеломляющей игры. Порой казалось, что все мы смотрим не футбол, а фильм о футболе, в котором строгий режиссер оставил только идеальные кадры. Гол, еще гол, еще. Пять голов в спартаковские ворота, на которые соперник сумел ответить только одним. Но дело было даже не в счете, хотя подобного еще не встречалось за всю историю борьбы этих команд. Дело было в самом характере победы, в самом рисунке матча, который много лет спустя Григорий Иванович Федотов назвал важной вехой в истории нашего футбола. «В этом поединке, -вспоминал он, - со стороны московских динамовцев было продемонстрировано все самое лучшее, все самое передовое, что было присуще советскому футболу в ту пору».

Добавим к этому, что именно «Динамо» стало в тот год законодателем футбольной моды. Оно вновь доказало, что как бы хороша ни была изученная схема, как бы виртуозно ни владела ею та или иная команда, она обречена на провал, если довольствуется достигнутым, если уповает на прошлое. Только неизменное устремление вперед, только постоянный путь исканий приводит к победе. Динамовцы создали новый стиль игры, и их характер стал на время характером нашего футбола.

Но что же это за характер? Каковы его черты? Мы уже не раз говорили о необычности, новаторстве игры динамовцев. Пора раскрыть эти понятия.

В 1940 году московское «Динамо» было на голову выше любой другой советской команды. Достаточно вспомнить, что на финише чемпионата при исключительно острой конкуренции команда набрала 14 очков из 14 возможных при непостижимом балансе забитых и пропущенных мячей - 26:3. В среднем за одну игру ее форварды забивали соперникам почти четыре гола (3,71, если мы хотим быть абсолютно точными). Для сравнения можно указать, что следовавшие по пятам тбилисские динамовцы набрали в этих же последних семи турах 12 из 14 очков при балансе 22:11.

Мне хочется отметить, что в ту пору эта команда всегда думала о зрителе и играла не только для себя, но и для зрителя. Я хотел бы, чтобы это утверждение было воспринято в самом лучшем смысле. Динамовцам были органически чужды какая-либо показуха, апеллирование к низменным вкусам, индивидуализм или нерациональная эквилибристика. Слово «думала о зрителе» следует понимать в том смысле, что она всегда строила свою игру красиво, темпераментно, ярко, доставляя всем нам, наблюдавшим ее, подлинное эстетическое наслаждение.

Хочется опять вернуться к тем прямолинейным утверждениям, что, дескать, раньше играли хуже. Разве можно сказать, что Евгений Евтушенко пишет стихи лучше, чем Владимир Маяковский? Это будет смешно, не правда ли? Они просто разные поэты, и каждый по-своему прекрасен. У меня лично, как говорится, не повернется язык сказать, что кто-либо сегодня играет лучше московского «Динамо» сорокового года. По-другому, да. Но не лучше! Это был коллектив удивительно интересный, яркий и по-своему прекрасный.

В области тактики динамовцы продемонстрировали «чудо», которое потом вошло во все работы о футболе под названием «организованный беспорядок». Что ж, можно позавидовать человеку, который первым изобрел этот термин, точный и умный. Динамовцы по воле своего тренера отвергли одеревеневшую схему «дубль-ве» и вдохнули в нее живую душу - широкое, постоянное, активное перемещение нападающих по всему фронту атаки.

Конечно, комбинации с переменой мест были известны в нашем футболе и раньше. Их первыми показали тбилисские динамовцы, их применяли и автозаводцы, и ЦДКА, но все эпизодически, от случая к случаю. «Динамо» же возвело перемену мест в основной принцип своего нападения, помножив его на безупречную техничность, волю и неутомимость.

Перед этими замечательными слагаемыми рухнули самые прочные защитные построения, рухнула, истощив себя, родившаяся с началом маневренного футбола и ставшая на какое-то время основной формула обороны «каждый держит каждого». Пятерка москвичей, действуя на больших скоростях, неизменно вносила панику и растерянность в ряды соперников. Это было открытием, причем открытием не только нашего, но и всего европейского футбола.


 
Новости
Белотти продлил контракт с «Торино», сумма отступных — € 100 млн
Нападающий «Торино» Андреа Белотти продлил контракт с клубом до 2021 года. В договоре прописана сумма отступных в размере € 100 млн. Эта сумма распространяется только на зарубежные команды, информирует официальный сайт туринцев.
Примера. «Эль Класико» на «Камп Ноу», «Севилья» проиграла «Гранаде»
«Барселона» — «Реал» 1:1 Каталонская «Барселона» сыграла вничью с мадридским «Реалом» в центральном матче 14-го тура испанской Примеры. Встреча, которая прошла на «Камп Ноу», завершилась со счетом 1:1. Первая половина встречи прошла практически без моментов.
«Амкар» выложил подборку спорных решений Карасева в матче с «Анжи»
"Амкар" остался недоволен судейством в матче с "Анжи" (1:3). Пресс-служба пермского клуба выложила подборку спорных, по их мнению, моментов в этой ситуации. На этом матче работала бригада московского судьи Сергея Карасева.
«Аугсбург» и «Айнтрахт» сыграли вничью в матче Бундеслиги
"Аугсбург" и "Айнтрахт" сыграли вничью 1:1 в матче 13-го тура немецкой Бундеслиги. На 11-й минуте Бранимир Хргота вывел гостей вперед, но на 34-й минуте Чжи Донь Вон провел ответный мяч.
«Эвертон» и «Манчестер Юнайтед» разошлись миром — 1:1
4 декабря на стадионе «Гудисон Парк» в Ливерпуле встретились «Эвертон» и «Манчестер Юнайтед» в рамках 14-го тура английской Премьер-лиги (АПЛ). Наконец в основу попал «лучший из армян» Генрих Мхитарян.
Футболист «Локомотива» Шкулетич попрощался с одноклубником Самедовым
Форвард московского "Локомотива" Петар Шкулетич попрощался с одноклубником и капитаном команды Александром Самедовым на своей странице в Instagram. В конце ноября "Спорт-Экспресс" сообщил, что Самедов зимой может перейти в столичный "Спартак", воспитанником которого он является.
 

















35577