Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Горбунов А.
Борис Аркадьев
стр. 133


проявление хотя бы одного из этих качеств советским молодым человеком не должно вызывать у зрителей футбольного соревнования эстетического удовольствия, т. е. ощущения красоты? А разве наличие всех этих достоинств у команды и тем более у одного игрока    не    умножит

радостей зрителей и не увеличит у них во много раз это ощущение красоты?

Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что авторы предшествующих статей очень хорошо знают футбол, тем более что для большинства из них он является профессиональным тренерским делом и страстью, чтобы не сказать - одержимостью. Но некоторые из высказавшихся проявили чрезмерную склонность к какой-то одной стороне футбола и, мне кажется, этим и себя как-то ограничили и исказили существо футбольной игры.

А. Гальперин, инициатор и зачинатель дискуссии о красоте футбола,    на    мой    взгляд,

совершенно правильно считает атлетизм «глубокой сущностью» спорта, поскольку атлетизм -это не только сила и быстрота, выносливость и ловкость, но и определенная психическая настроенность человека. Однако А. Гальперин, пользуясь такими терминами, как «жесткость» и «резкость», имеющими смысловой привкус грубости, ратуя за «жесткую» и «резкую» борьбу в футбольной игре, невольно навлек на себя подозрение, что он пристрастен к излишествам в этой игре.

А. Дангулов, критикуя А. Гальперина, категорически утверждает, что красота футбола заключается в техническом и тактическом мастерстве футболиста и что силовая борьба даже в рамках правил игры «так же далека от красоты, как небо от земли».

Н. Латышев видит красоту футбола в гармоничном сочетании его атлетической, технической, тактической и морально-волевой сторон.

И. Шток в своей интересной, но несколько претенциозной статье «О поэзии и вдохновении» утверждает красоту футбола главным образом в тактическом содержании игры, в интеллектуальном соревновании футболистов. Автор ратует за свободную тактическую импровизацию и творчество игроков, отрицая целесообразность и необходимость предварительного плана борьбы и тренерской установки на игру. Таким образом, И. Шток отрицает целесообразность тренерской режиссуры и самого режиссера, каковым по существу является тренер команды. Очевидно, драматург И. Шток забыл о печальных судьбах «персифанса» - симфонического оркестра без дирижера и театра «Семперанте», пытавшегося обойтись без драматургии и драматурга.

Г. Джинчарадзе в статье «Не бояться нового» говорит о необходимости исканий и смелого творчества в футболе «без чрезмерных увлечений» и о целесообразности использования всех приемов борьбы на футбольном поле, разрешенных правилами игры. При этом автор статьи высказывает, на мой взгляд, совершенно правильную мысль о том, что все, «что полезно, то станет красивым».

В заглавии статьи П. Батырева «Красота там, где творчество» заключена основная мысль автора. «Мыслить не в одиночку, а сообща, понимать друг друга без слов - к этому важнейшему элементу действительно красивого футбола должны стремиться игроки всех коллективов».

Из приведенных мною выдержек можно заключить, насколько разнообразными могут быть эстетические запросы к футбольной игре. Но мне кажется, что иметь пристрастие к какой-либо одной стороне футбола, например к тактике игры, и наслаждаться только проявлениями тактического мастерства футболистов, оставаясь равнодушным к остальным элементам игрового мастерства и достоинствам игроков, - это значит иметь ограниченный вкус к футбольной игре.

Футбол нужно воспринимать во всем его сложном единстве, и неверно выхватывать из него отдельные его компоненты и называть их футболом. Мне кажется, что тот, кто не принимает всего футбола в целом, любит не футбол, а какую-то другую, несуществующую игру и попросту обкрадывает себя, не воспитав в себе правильного вкуса к этой спортивной игре. Это равноценно тому, что, например, любить один цвет и не видеть красоты всего солнечного спектра.

Я в полной мере согласен с Г. Джинчарадзе в том, что все средства спортивной борьбы на футбольном поле, разрешенные правилами игры, должны быть на вооружении футболистов. И совершенно не согласен с А. Дангуловым, осуждающим применение силовых приемов в

 
Новости
ЦСКА проиграл «Базелю» в матче Лиги чемпионов
Московский ЦСКА проиграл швейцарскому "Базелю" со счетом 0:2 в домашнем матче третьего тура группового этапа футбольной Лиги чемпионов.
«Бавария» разгромила «Селтик», «ПСЖ» забил четыре гола «Андерлехту»
В другом матче группы В «ПСЖ» на выезде разгромил «Андерлехт» — 4:0. Турнирная таблица группы В после трех туров: 1. «ПСЖ» — 9 очков; 2. «Бавария» — 6; 3. «Селтик» — 3; 4. «Андерлехт» — 0.
Лионель Месси забил сотый мяч в футбольных еврокубках
Отличившись в поединке группового раунда Лиги чемпионов с греческим «Олимпиакосом», нападающий испанской «Барселоны» Лионель Месси достиг отметки в 100 забитых мячей в рамках футбольных еврокубков.
Акинфеев пропустил в 42-м матче Лиги чемпионов подряд
Последний «сухой» матч Акинфеева в Лиге чемпионов состоялся в ноябре 2006 года — с «Арсеналом» на лондонском стадионе «Эмирейтс» (0:0).
«Карабах» в Лиге чемпионов: на этот раз без аншлага
Полным ходом идет продажа билетов на матч третьего тура групповой стадии Лиги чемпионов UEFA по футболу между азербайджанским "Карабахом" и испанским "Атлетико".
Стал известен стартовый состав «Базеля» на матч с ЦСКА
«Базель» объявил стартовый состав на выездной матч третьего тура группового этапа Лиги чемпионов с ЦСКА.