должны помнить, что подражатели в любой сфере человеческой деятельности никогда еще не создавали значительных творений. Мы должны учиться у тех, кто превзошел нас, но вместе с тем должны искать и сами, творить, экспериментировать и дерзать.

Я думаю, что на смену фундаментальным системам с их слишком жесткими тактическими каркасами должно прийти более свободное творческое мышление тренеров и футболистов, которые творили бы перед матчем и в ходе его текущую тактику игры.

Вот тогда-то наш футбол одухотворится интеллектуальным творчеством игроков и тренеров и станет великолепным зрелищем гармонического развития советского спортсмена.

1965

Что такое индивидуальная игра?

Действительно, что же такое индивидуальная игра?

О ней так много говорят и мы так часто слышим это выражение, что возникла настоятельная необходимость уточнить это понятие и разобраться в конце концов, что же она, эта индивидуальная игра, - добро или зло?

В разговорном обиходе наших футболистов бытует понимание индивидуальной игры как чего-то противостоящего коллективным действиям, не совместимого с дисциплиной и духом организованной игры команды.

А в действительности индивидуальная игра - это тактический метод преодоления одним футболистом одного или нескольких соперников без непосредственной помощи партнеров.

Индивидуальная игра в обороне - это преимущественно «персональная опека» и возникающее отсюда единоборство в борьбе за мяч.

Индивидуальная же игра в наступлении, которая будет предметом настоящей статьи, - это игра атакующего форварда с мячом, действующего в какой-то ситуации в одиночку против обороняющихся противников.

Мы знаем, что этот метод индивидуального обыгрывания осуществляется при помощи обманных движений, обводки и скоростного ведения мяча.

Таким образом, я буду говорить об индивидуальной игре футболиста с мячом, т. е. о том его состоянии и действии, когда он владеет инициативой, когда он единолично, творчески разрешает игровую ситуацию. В таком понимании искусство индивидуальной игры является наиболее интересным и важным элементом современного футбола, требующим от игрока большого творческого таланта, тонкой и быстрой тактической выдумки, способности к игровой инсценировке, отличной техники обращения с мячом и обязательного наличия хотя бы стартовой скорости передвижения с мячом.

А если финт игрока таков, что ему нельзя не поверить, а скорость игрока такова, что на инициативе движения он сразу выигрывает 2-3 метра, тогда мы имеем перед собой аса индивидуальной игры, т. е. индивидуального обыгрывания противников.

За рубежом их называют звездами, этих счастливчиков, умеющих сочетать в своей игре искусство обманывать при помощи финта с последующим выигрышем пространства, времени и инициативы.

Эти асы индивидуальной игры - обязательно и всегда творческие игроки и, как правило, артистические натуры, каковыми в нашем советском футболе были Петр Дементьев, Борис Пайчадзе, Всеволод Бобров и до сих пор является Слава Метревели и другие.

Ни один футболист не играет в команде с таким творческим наслаждением, а иногда с самозабвенным упоением, как любитель и мастер водить. И вот поэтому-то эти игроки не всегда владеют чувством меры. К тому же ничто не вызывает таких восторгов любителей футбола, как виртуозное искусство дриблинга, т. е. обводки. И никто из футболистов не пользовался и не пользуется такой популярностью у наших и зарубежных зрителей, как мастера обводки, подобные французу Копа, португальцу Эйсебио, бразильцам Гарринче и, конечно, Пеле, а также названным выше нашим лучшим дриблерам.

Наряду с ударами по воротам обводка всегда была самым зрелищным моментом игры и предметом особого увлечения юных футболистов. А разве мы не видели уже зрелых футболистов, которые предавались обводке без меры?