Антифутбольные лобби

Силы, проводившие агитацию против фут бола, неизменно сосредоточивали свои на падки на профессиональных, а не на лю бительских аспектах игры. В 1880-х годах некоторые представители религиозных ор ганизаций осуждали страсть футбольных болельщиков, считая, что футбол отвлекает рабочих от дома, семьи и церкви, склоняет их к пьянству, азартным играм, распущен ности. Уже в период своего становления футбол подвергался критике со стороны социалистов и радикалов, заявлявших, что профессиональный футбол является очередным «опиумом для народа», что он отвлекает трудящихся от серьезных задач классовой борьбы.

Однако главная угроза для професси онального футбола в те дни исходила от союза игроков и администраторов, при надлежавших к верхнему и среднему классам, утверждавших, что футбол ста новится азартной игрой ради получения призов, в которой участники в погоне за деньгами не брезгуют обманом, в то вре мя как игры профессиональных команд привлекают толпы фанатиков из низших классов, не разбирающихся в тонкостях игры. Такие критики рассматривали фут бол как высшее проявление командного духа, как честную игру, способствующую физическому развитию игрока и воспи тывающую в нем готовность жертвовать собой в интересах команды, помогающую закалить характер и подготовить к пре вратностям жизни. Такие суждения имели место вплоть до начала Первой мировой войны, когда профессиональных футбо листов (и их болельщиков тоже) обвинили в отсутствии патриотизма за то, что они продолжали состязания и не желали идти добровольцами на фронт.

Недовольство профессиональным фут болом было использовано теми, кто рас сматривал его влияние одновременно как следствие и причину физического упадка английской нации. Принципом социально го дарвинизма о «расовых способностях» объясняли контраст между активной игрой и пассивным созерцанием. Для одержимых идеями военной мисии Британской импе рии и «бремени белого человека» идеология спорта до 1930-х годов была тесно связана с милитаризмом и империализмом. Крити ка футбола, часто обусловленная снобиз мом и классовыми предрассудками, также была связана с дискуссиями о пассивном потребительстве в массовой культуре, к ко торой относили также кино, музыкальные представления, танцевальные залы и попу лярную литературу.

Рост насилия на футбольных матчах в 1970-х годах породил новую волну обще ственного протеста, в частности против переноса футбольных стадионов в жилые районы или их расширения, кампании в СМИ против хулиганства болельщиков и даже потребовал вмешательства со стороны государства. Приход к власти в 1979 году правительства консерваторов, выступав ших за жесткую государственную поли тику в сфере футбола, способствовал при нятию законодательных актов, сделавших более легкой мишенью для юридического преследования молодых футбольных бо лельщиков и футбол в целом. Отношения на этом уровне регулировались Законом о спортивных мероприятиях (1985), который строго ограничивал потребление алкоголя, Актом об общественном порядке (1986) и Биллем о футбольных болельщиках (1988). В это же время усилились нападки на фут бол в средствах массовой информации, контролируемых правыми партиями.

В докладе Попплуэлла указывалось на необходимость введения системы удосто верений личности, что было отвергнуто лишь благодаря протестам обществен