в эпоху славы), Алан Ширер («Блэкберн Ровере» и «Ньюкасл Юнайтед») и Иен Райт («Арсенал»). Клубы других дивизи онов Футбольной лиги тоже имели своих героев: Тед Макдугал («Борнмут») и Стив Булл («Волверстон») признаны лучшими бомбардирами последних десятилетий.

Возможности телевидения, особенно видеоповторы под разными углами каме ры, позволили раскрыть талант великих бомбардиров даже для тех, кто никогда не видел с трибун их игру на поле, а также для тех болельщиков на стадионе, которым не всегда удавалось оценить игровую ситуа цию. В конце 1960-х годов, когда в програм ме ВВС «Матч дня» появились конкурсы «Гол месяца» и «Гол сезона», дискуссии о футболе стали публичными.

Архивы Футбольной лиги свидетель ствуют о том, что больше всех голов за свою карьеру забил Артур Роули (434 гола в 619 матчах низших дивизионов в 1946— 1965 годах). Джимми Макгрори является обладателем такого же рекорда для Шот ландской футбольной лиги — 410 голов в 408 матчах в 1922—1938 годах. Иен Раш забил больше всего голов в Кубке ФА (43), а также в кубке Футбольной лиги (49).

Источники:

Soar, P., The Hamlyn A-Z of Football Records, sec ond edition (London: Hamlyn, 1985). Rothmans Football Yearbook, 1999 (London: Roth- mans, 1981 onwards).

Ричард Уильям Кокс

Выставки

В Англии не сложилась традиция представ лять на выставках предметы изящного ис кусства и памятные вещи, связанные с фут болом. Одна из причин этого заключается просто в недостаточном количестве произ ведений искусства, посвященных футболу.

Чтобы исправить ситуацию, ФА в 1953 году решила провести конкурс на тему «Футбол и изящные искусства». Конкурс, откры тый для художников, скульпторов и других мастеров искусств, а также устраиваемая в связи с этим выставка были посвящены 90-летию Футбольной ассоциации. Пред полагалось, что проведение подобных вы ставок станет традицией. Действительно, эти мероприятия нашли широкий отклик у прессы и публики.

Однако лишь с конца 1980-х годов интерес к таким выставкам стал возрастать. Большую роль в этом сыграли музеи, стремившиеся к тому, чтобы популярная культура заняла до стойное место в их экспозициях. В частно сти, в 1988 году музей Харриса в Престоне организовал в нескольких городах выставку в честь 100-летия Футбольной лиги. Ее экс понаты рассказывали о развитии футбола с самых его истоков и до превращения в самый популярный в мире вид спорта. Впервые была предпринята попытка представить фут больной общественности богатое наследие игры. Рассматривались многие ее аспекты, в том числе роль зрителей, их поведение, ме сто женского футбола. В 1985 году возникла первая постоянная футбольная выставка в виде клубного музея «Манчестер Юнайтед». Коммерческий успех этого проекта побудил другие клубы, включая «Арсенал» и «Ливер пуль», последовать примеру «Манчестера» и создать тематические выставки, посвящен ные своему прошлому.

Крупные футбольные мероприятия все чаще сопровождались различными вы ставками. В период проведения в Англии чемпионата Европы 1996 года во многих городах, где проводились матчи, были от крыты выставки, посвященные футболу. Служба досуга в Лидсе организовала пол номасштабную интерактивную выставку под названием «Больше, чем игра», где посетителям предлагалось изучать и оце нивать игру с точки зрения болельщиков. На больших экранах оживала история са