ассоциируется у них со скучающей без дельницей, которая мечтает о славе теле ведущей или фотомодели и целыми днями бродит по магазинам. Старый стереотип продолжает существовать.

Источники:

Davies, Н., The Glory Game (London: Weidenfeld and Nickolson, 1972).

Webb, S., Footballers Wives Tell Their Stories (Lo ndon: Yellow Jersey Press, 1998).

Wright, B., One Hundred Cups and All That (Lond on: Robert Hale, 1961).

Джойс Вулридж

W........"    .......................д.

Живопись и футбол

История футбола гораздо меньше просле живается в живописи, чем, скажем, такие виды спорта, как крикет, бокс или лоша диные скачки. Тем не менее многие бри танские художники черпали вдохновение именно в футболе, и со временем он стал считаться все более благодатной темой жи вописного искусства.

Карикатуристы еще в XVIII веке запе чатлели комические сценки из народного футбола, в частности сохранились работы Томаса Роландсона (1756—1827) и Исаака Роберта Крукшенка (1789—1856). Карти ны, написанные маслом, встречались го раздо реже. На полотне «Футбол» (1839) Томаса Вебстера (1800—1886) изображены играющие в футбол сельские мальчики.

Перед Первой мировой войной типич ной темой для художников стали матчи между университетами и командами из вестных школ. Их рисунки печатались в таких популярных изданиях, как «Соб ственный журнал для мальчиков». Профес сиональный футбол очень редко оказывал ся в поле внимания авторов живописных полотен. Однако картина «“Сандерленд” против “Астон Виллы”» кисти Томаса

Хеми (1852—1937) запечатлела эпизод одного из занимательных футбольных мат чей Поздней Викторианской эпохи. Иллю стратор Джон Хассел (1868—1948) создал запоминающиеся образы футболистов это го времени. Его рисунок игрока, выполнен ный для обложки четырехтомного издания Гибсона и Пикфорда «Футбольная ассоци ация и люди, которые создали ее» (1905), стал символом британского футбола пред военного периода.

Широкая общественность на рубеже веков запомнила футбол по чернильным эскизам, обычно сопровождавшим газет ные статьи. Появление компактных фото камер и высокочувствительной пленки позволило позднее снимать людей в движе нии. Газеты представляли «покадровый» монтаж основных событий матча, снимки зрителей, карикатуры на игроков. В Вик торианскую и эдвардианскую эпохи дух футбола прослеживался в работах многих безвестных мастеров иллюстрации.

На раннем этапе футбольной истории британские последователи новых художе ственных течений, возникших в континен тальной Европе, практически не проявляли интереса к футболу. Однако в 1920—1930-х годах новые веяния в изобразительном ис кусстве стали прослеживаться даже в не многочисленных работах, которые были посвящены британскому футболу. Пол Нэш (1889—1946) воспринял идеи модер низма, но остался верен традиционным английским темам. Его работы стали из вестны широкому кругу зрителей благода ря его долгому сотрудничеству с нефтяной компанией «Шелл», для которой он рисо вал рекламные плакаты. Один плакат из из вестной серии «Футболисты предпочитают “Шелл”» (1933) был выполнен в кубистском стиле: на нем изображена пустая трибуна и футбольные ворота с мячом, замершим над голевой линией. Перестройка лондонского транспорта в 1930-х годах потребовала нова торских решений мастеров графики. Черты