Среди скульпутрных и абстрактных компо зиций на выставке были показаны образцы «наивного искусства», в том числе работа JI. С. Лоури (1887—1976) под названием «Идущие на матч» — яркий эпизод из зо лотой истории футбола.

К сожалению, клубы и футбольные вла сти не сумели воспользоваться растущим интересом к футбольной теме, и в течение трех десятилетий искусство, посвященное футболу, оставалось без государственно го попечительства. Тем не менее видные британские художники, в частности Уи льям Робертс, Карел Уэйт, Раскин Спиэр и Питер Блейк, находили в игре мотивы для вдохновения.

Футбольная фотография начиная с се редины 1960-х годов занимала более ак тивную эстетическую позицию. А 1990-е годы стали расцветом британской литера туры о футболе. Особой популярностью пользовалась в то время книга Ника Хорн би «На пределе энтузиазма». По оценкам критиков, футбол прочно обосновался и в поп-культуре: футбол создал собствен ный понятный язык, с легкостью пере секающий национальные и культурные границы.

Жанровые рамки произведений, свя занных с футболом, расширялись по мере того, как некоторые художники пробова ли свои силы в областях дизайна и обще ственного искусства, неизвестных еще де сять лет назад. Футбол нашел отражение даже в работах мастеров концептуальной живописи. Марк Уоллинджер, например, представил огромный шарф болельщика «Манчестер Юнайтед» в виде спирали ДНК, дав таким образом биологическую интерпретацию названия клуба. Считаю щий себя наследником сатирической тра диции английского художника XVIII века Уильяма Хогарта, Уоллинджер создал ряд злободневных композиций на футбольную тему. Мэттью Энсор является автором портретных пародий на игроков «Ман честер Юнайтед». Питер Хоусон и Джок Макфейден внесли свой вклад в пропаган ду шотландского футбола. В 1998 году Хо усон представил персональную выставку своих футбольных полотен, которую вы соко оценила критика.

В последнее время активно развивается футбольная скульптура. Скульпторы уве ковечили в бронзе таких героев прошлого, как Шэнкли, Басби, Райт и Бремнер (кста ти, бюст Герберта Чепмэна работы Джей коба Эпштейна украшал фойе «Хайбери» с 1930-х годов). Многие футболисты на столько прочно ассоциируются со своей ко мандой, что скульпторы сочли возможным воздвигнуть им памятники вдали от стади онов. В качестве примеров можно приве сти памятники Стенли Мэттьюзу (в Хэнли Таун-Центре), Джеки Миберну (в Ньюкас ле) и Дункану Эдвардсу (в Дадли). На ста дионе «Дипдейл» в Престоне находится, вероятно, самый большой портрет в Бри тании — мозаичное изображение звезды 1950-х годов Тома Финнея, выполненное в технике пуантилизма.

В 1990-х годах значимость футбольной темы в искусстве была окончательно под тверждена. Выставки в лондонской «Га лерее 27» и в городской художественной галерее Манчестера стали частью про граммы европейского чемпионата 1996 го да, а в 1999 году Ассоциация профессио нальных футболистов (АПФ) приобрела полотно Л. С. Лоури «Идущие на матч», выплатив за него рекордную для британ ской картины сумму в 2 млн фунтов стер лингов.

Источники:

Exhibition Catalogue, Football and the Fine Arts (London: Arts Council, 1953).

Leslie, J. and Burgoin, P., Football Graphics (Lon don: Thames and Hudson, 1998).

Langton, H., F.I.FA. Museum Collection: 1000 Ye ars of Football (London: Quintessence, 1996). Exhibition Catalogue, England s Glory: an Exhibi tion of Football (London: Gallery 27, 1996).