арбитра. Этот жест, не менее драматичный, но, к счастью, не такой жестокий, также сопровождается одобрительным ревом по меньшей мере половины зрителей, собрав шихся на трибунах.

Если продолжить аналогию между фут болом и ритуализованным поединком, то обмен футболками после игры можно рас сматривать как эквивалент выноса с поля боя знамен побежденного противника либо как формальное признание превос ходства победителя и согласие носить его цвета, как это делали воины покоренных племен, зачисленные наемниками в рим скую армию. Мальчиков (или девочек), одетых в цвета своих фаворитов и сопро вождающих последних во время выхода на арену, можно сравнить с оруженосца ми средневековых рыцарей, выходящих на турнирное поле. Интересно, что Дэвид Бэкхэм впервые надел цвета «Манчестер Юнайтед» в возрасте 12 лет, когда вы шел на поле в качестве живого талисмана своей любимой команды перед выездным матчем с «Вестхэмом».

Футбольные команды верят не только своим талисманам. К примеру, игроки клу ба «Ньюкасл Юнайтед», который в начале XX века выиграл три чемпионата Футболь ной лиги в течение пяти лет и пять раз из семи доходил до финала Кубка ФА, были убеждены, что все дело в удаче: их ожидает выигрыш, если по пути на матч они видят свадьбу, и проигрыш, если — похороны. Игроки «Гиллингэма» верили, что на их стадионе «Пристфилд» с 1940 года лежит цыганское проклятие, поскольку именно тогда менеджер клуба задавил девушку-цы- ганку, проезжая на автомобиле мимо ста диона. В 1992 году руководство кентского клуба попросило одного из своих болель щиков — католического священника снять его. Действительно, после этого клуб вы играл три домашних матча подряд. А почти за сто лет до этого клуб «Дерби Каунти» обосновался на старом бейсбольном поле, где обитал цыганский табор. В 1946 году капитан команды Джек Николас, боясь, что обиженные цыгане прокляли игроков и поле, нашел цыганку, которая перед фина лом Кубка ФА сняла проклятие, после чего «Дерби» победил «Чарльтон Атлетик» со счетом 4:1.

В 1994 году команда «Дорчестер Таун», боровшаяся за выживание в самом низу любительской лиги «Бизер Хоум», при звала викария, чтобы благословить поле и снять проклятие, наложенное недовольным болельщиком, который знал друидическую магию. Слова клирика сопровождались друидическими песнопениями раскаявше гося болельщика, и на следующий день «Дорчестер Таун» выиграл свой первый матч за несколько месяцев. Клуб «Ипсвич Таун» обусловливал свою победную серию в сезоне 1953/54 года подарком американ ского болельщика — семилистным клеве ром. «Олдхэм Атлетик» тоже имел свой та лисман, который оберегал клуб во время его игр в Родезии в 1967 году. Клуб проиграл лишь один матч из одиннадцати и забил 45 голов, несмотря на манипуляции местного колдуна, защищавшего ворота родезийской команды «магическими» линиями.

Так называемое проклятие «Уэмбли» считают причиной травм, сопровождав ших финальные матчи Кубка ФА в течение более чем десяти лет, хотя первый инци дент произошел в матче сборных Англии и Шотландии в сезоне 1950/51 года, который шотландцы выиграли со счетом 3:2. Тогда игрок сборной Англии Уилфред Манион столкнулся с Билли Лидделом в борьбе за летящий мяч и сломал скулу. Его унесли с поля на носилках. Травма была получена на роковой 13-й минуте. Это было лишь началом цепочки странных событий. В фи нальном матче на Кубок ФА 1952 года меж ду «Ньюкаслом» и «Арсеналом» защитник «Арсенала» Уолли Барнс повредил колено уже в самом начале матча. Он дважды воз вращался на поле с туго перевязанным ко