В настоящее время акцент на скорост ные качества и выносливость футболистов снизил возможности талантливых игроков, по крайней мере в Британии. Последней настоящей звездой в этом отношении в Англии был Пол Гаскойн, блиставший на чемпионате мира 1990 года, а в Шотлан дии — Кенни Далглиш. Однако чемпионат Европы 2000 года продемонстрировал же лание игроков вернуться к индивидуальной технике и игре в пас.

Источники:

Lamming, DAn England Football Internationa lists’ Who’s Who 1872—1988 (Beverley: Hut ton, 1990).

Lamming, D., A Scottish Soccer InternationalistsWho’s Who 1872—1986 (Beverley: Hutton, 1987).

Pawson, Т., The Goalscorers: From Bloomer to Ke egan (London: Cassell, 1978).

Дополнительная литература:

Miller, D., Stanley Matthews: The Authorised Biog raphy (London: Pavilion, 1989).

Woolnough, B., Glenn Hoddle: The Man and the Manager (London: Virgin, 1997).

Джон Койл

Талисманы

Талисман — это предмет, наделенный спо собностью приносить удачу. Люди верили в магическую силу талисмана с глубокой древности, причем в качестве этого симво ла даже использовали животных и людей.

Чемпионат мира 1966 года в Англии положил начало новой традиции: его та лисманом стал Вили, за ним последовали Хуанито (1970, Мексика), Тип и Тап (1974, Западная Германия), Гаучито (1978, Арген тина), Наранхито (Испания, 1982), Пике (Мексика, 1986), Чао (Италия, 1990), Страй- кер (США, 1994), Футикс (Франция, 1998) и Атмос (Япония/Южная Корея, 2002).

Теперь маркетинговая ценность талис манов так высока, что их создание является уделом специалистов, практически не име ющих отношения к индустрии футбола. Каждый талисман является зарегистриро ванной торговой маркой. Имя «Футикс» выбирали с большой тщательностью, что бы оно легко произносилось на разных языках и не имело негативных ассоциаций ни в одном из них. Созданный на компью тере талисман Атмос является продуктом компании «Интербренд», откуда проис ходят такие известные бренды, как «Фиат- Пунто», «Форд-Мондео» и «Прозак».

В наши дни талисманы являются при надлежностью многих видов спорта. Бри танский футбол также осознал их привле кательность и маркетинговую ценность. Раньше талисманом часто служила собака или ребенок, выводившие команду на поле. Хотя маленькие футболисты все еще вы полняют эту функцию, официальными талисманами часто служат люди, одетые в костюмы забавных животных. Имя пер сонажа обычно отражает какой-нибудь аспект клубной традиции или характерную географическую примету, например Крас ный Фред в «Манчестер Юнайтед» и Осси- Совенок в «Шеффилд Уэнзди».

Роль талисмана заключается в том, что бы, двигаясь вдоль боковой линии поля, во