Количество аффилированных членов ФИФА из развивающихся стран резко увеличилось с крушением колониализма в 1950—1960-х годах, но ФИФА в целом оставалась на позициях евроцентризма, игнорируя интересы новых футбольных ассоциаций из стран Азии и Африки. В 1974 году, готовясь к выборам, Авеланж заручился поддержкой при голосовании его кандидатуры со стороны федераций развивающихся стран. После избрания на пост президента Авеланж при содействии таких гигантов, как «Адидас» и «Кока- Кола», смог приступить к осуществлению своих амбициозных планов и программ, в частности реализации требований разви вающихся стран о всеобщем равноправии в мировом футболе. В финале чемпионата мира 1982 года в Испании уже участвовали 24 команды, на чемпионате мира 1998 года во Франции — 32. Были разработаны но вые программы развития футбола для Азии и Африки и учреждены новые междуна родные молодежные соревнования.

В 1998 году на смену Авеланжу при шел Зепп Блаттер. ФИФА насчитывает 203 члена. В ее рамках проводится восемь международных соревнований, в том числе недавно учрежденный клубный чемпионат мира по футболу. Ежегодный оборот этой глобальной индустрии футбола оценивает ся в 250 млрд долларов.

Источники:

Yallop, D., How They Stole the Game (London: Po- tic Products, 1999).

См. также Чемпионат мира.

Пол Дарби

Фотография и футбол

Футбольные матчи фотографировали с

XIX века, а сейчас футбол является самым популярным у фотографов видом спорта. Жесты, выражения лиц футболистов, их акробатические позы, запечатленные на снимках, привлекают интерес многочис ленных поклонников игры.

Самые ранние футбольные фотографии датируются 1860 годом. На этих снимках изображены группы усатых джентльменов в длинных шерстяных фуфайках и тяжелых бутсах. Фотографы, работавшие камерой в 1840—1880-х годах, могли вести съемки только статичных объектов. Они фотогра фировали различные события — свадьбы, обряды крещения, военные парады, а так же членов спортивных клубов и органи заций. Снимки футбольных команд стали неотъемлемой частью спортивной фото графии. В начале XX века такие фото, как и портреты отдельных игроков, воспроиз водились на почтовых открытках, которые раскупались очень быстро. Ревностные болельщики даже приобретали открытки с портретами игроков запасного состава.

Съемка движущихся объектов пред ставлялась тогда проблематичной. Камеры были слишком громоздкими и несовер шенными, а время экспозиции составляло до нескольких минут вместо долей секун ды. Лишь меньшая выдержка могла бы по зволить заснять движение с приемлемым качеством, но для этого нужно было повы сить чувствительность фотоэмульсии, а это произошло только через 40 лет. По мере того как фотоэмульсия становилась более чувствительной, время экспозиции сокра щалось. Появилась возможность «захва тывать» движение объектов, находящихся на сравнительном удалении от камеры, но очертания близких объектов по-прежнему расплывались. Эта проблема была решена с изобретением длиннофокусных объекти вов, приближавших объекты съемки.

Примерно в 1880 году, с появлением желатиновой эмульсии бромида серебра, стало возможным производить моменталь ные снимки. Самыми известными ран