футбольного поля со стадионом. Элементы этой системы взаимно связаны. Бренд фут больного клуба создает этим учреждениям особый имидж, выгодно отличающий их от обычного отеля или ресторана, и позволяет им больше средств вкладывать в развитие футбола.

Инновациями в футболе, например учреждением и организацией соревнова ний, занимаются футбольные лиги и ассо циации, а не отдельные клубы.

Кроме того, футбольные лиги, как биз- нес-картели, проводят согласованную по литику по ключевым аспектам футбольной деятельности:    ценообразованию    (мини

мальная плата за вход), распределению до ходов (объединение денежных поступле ний от продажи входных билетов), объемам производства (графики календарных мат чей), режиму деятельности (ограничения на переходы игроков из одного клуба в другой) и стоимости продукта (максималь ные денежные выплаты). Во многих отно шениях спортивные картели напоминают промышленные, но между ними есть два важных отличия. Во-первых, большинство клубов обладает определенной географи ческой монополией на свою потребитель скую базу (то есть болельщиков), поэтому по сравнению с промышленными карте лями здесь меньше опасность демпинга и ценовых войн за сохранение потребителя. Во-вторых, у клубов нет возможности уве личивать объемы производства.

Правда, в последние годы уровень картелизации футбола заметно снизился. К примеру, в английском футболе остался лишь один элемент картеля: наличие цен трального органа, наделенного властью принимать решения и наказывать своих членов за нарушение правил внутренней дициплины. Нормы по минимизации из держек, такие, как верхний предел денеж ного вознаграждения, территориальные ограничения на рекрутинг или ограниче ние мобильности игроков, практически не существуют. Еще не ясно, смогут ли инструкции УЕФА заставить руководство Премьер-лиги уменьшить состав своей структуры и, следовательно, снизить спрос на игроков. С другой стороны, групповая политика довольно сильна там, где речь идет об увеличении доходов, особенно о продаже прав на трансляцию матчей, хотя некоторые клубы предпочитают заключать индивидуальные сделки.

Взаимозависимость клубов обуслови ла возникновение футбольных картелей. Кассовые сборы любого клуба зависят от показателей всех остальных клубов. В спортивном отношении клубы могут быть соперниками, но в экономическом смысле они являются партнерами. Лишь одна команда может выиграть чемпионат, но в эффективном картеле все остальные могут получить выгоду от этого. Однако раньше большинство клубов не акцентиро вали внимание на экономической стороне вопроса и предпочитали тратить дополни тельные доходы на укрепление команд или строительство новых клубных объектов, а не на выплату дивидендов акционерам. Сейчас ситуация несколько изменилась, экономический фактор играет все более важную роль в деятельности клубов. Их ак ции активно котируются на фондовом рын ке, а владельцы стремятся увеличить капи талы, как это делают успешные компании в других секторах экономики. Конечно, это является нарушением еще существующего правила Футбольной ассоциации, ограни чивающего дивиденды клубов пятью про центами номинальной стоимости акций. В 1983 году «Тоттенхэм Хотспур» обра зовал холдинговую компанию, свободную от ограничений в отношении размера ди видендов, а сам клуб стал дочерним пред приятием этой компании. Более 20 других клубов сделали то же самое, хотя осталь ные по-прежнему следуют традиции. Не которые наблюдатели отмечают, что инду стрия массовой информации и развлечений