Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 197


наделять этих самых одиннадцать разного интеллектуального, психологического и какого угодно уровня людей какими-то символами могущества или сознания любой страны. Естественно, что чем ниже уровень зрителей, тем выше негативные характеристики перечисленного.

Я не люблю толпу и поэтому не разделяю никаких идей, связанных с восхищением (если не с восхищением, то с влиянием) - с влиянием победы или поражения в футболе на национальные идеи, если они вообще существуют. Для меня никогда не будет трауром поражение даже любимой команды, если это закономерное поражение. Я понимаю - я буду приветствовать победителей, я буду радоваться самой игре. Мне было приятно, что Шевченко забил гол, который решил исход в пользу «Милана», но я прекрасно понимаю, что законным обладателем Кубка кубков, если бы они не выбыли раньше, был бы либо «Реал», либо «Манчестер Юнайтед», и никак не «Спартак», никак не «Локомотив». Если бы они даже попали в финал, это было бы оскорблением в том числе и национальных, то есть патриотических чувств каких-то народов. Вот поэтому мне приятно смотреть, как играет Майкл Джордан, - какая разница, где он играет? Я был бы рад, если бы он играл в ЦСКА, я бы чаще видел его - и всё. Так что меня это не волнует.

Футбол является типичным инструментом масскуль-туры, таким же, как, скажем, попса стадионная. То, что собирает большие массы народа, естественно, можно отнести и к массовой культуре, но манипулировать массовым сознанием и поведением людей - это вопрос. Массовое сознание разделяется, то есть сознанием некоторой части человеческой массы пусть не манипулировать, но влиять на нее каким-то образом можно. Например, можно называть какую-то команду народной (хотя она настолько же «народная», насколько и все остальные). Я имею в виду «Спартак». Почему она «народная» команда - это абсолютно непонятно: она существует не на народные деньги - на те же деньги, на которые существует любая другая команда. Просто были болельщики, была какая-то историческая привязанность, которая, между прочим, основана на том, что «Спартак» все время хорошо играл (это было очень давно).

Для меня очень важна еще фигура тренера. По моей схеме это должен быть самый вменяемый человек в команде и носитель образа команды. Я знал великих тренеров, и у них были разные характеры. У Маслова был тяжелый характер, у Соловьева был характер тоже нелегкий. У Константина Ивановича Бескова был тяжелый характер. Я не знаю уж, какой был характер у Качалина, - вроде помягче, но у Лобановского был тяжелейший характер. Все они были, безусловно, личности, которые кроме зарабатывания денег и политиспользования брэнда команды и народности этого футбольного процесса создавали свое представление об игре. Они были творческими, или, как сейчас принято говорить, креативными людьми. В зависимости от этого тренера мне не нравилось, как играл «Локомотив», как мне не нравился и «Спартак». Но «Спартак» был мне гораздо симпатичнее -главным образом потому, что Семин вызывал во мне просто другие человеческие чувства. Я понимал, что Романцев - специалист невысокого класса, потому что он ничего не создал на поле - сформировал какое-то убожи-ще. И отношение к игрокам, и отношение к футболу у него, особенно за пределами площадки, было крайне несимпатичное.

Чем «темнее» часть населения, тем она более склонна к мифотворчеству. Поэтому, конечно, можно сделать из футболиста некоего национального героя. Точно так же, как это можно сделать практически из любого популярного спортсмена, если есть в этом задача. В футболе это сделать легче, потому что гораздо больше людей втянуто в его сферу. Во всяком случае, в России зрителей в футболе больше, чем в каком-то другом виде спорта. У нас были и есть настоящие, в олимпийском смысле, герои. Допустим, Попов. Какой футболист может стоять рядом с этим пловцом, который в виде спорта, где в 22-23 года заканчивают карьеру, в 31 выигрывает чемпионаты мира и Европы! Однако Попов не сравнится с каким-нибудь (сейчас даже нет таких личностей) обаятельным Федей Черенковым, который по европейским футбольным меркам был довольно средним игроком.

 
Новости
ФИФА: надеемся на компромисс в вопросе телеправ на ЧМ-2018
Генеральный секретарь ФИФА Фатма Самура выразила надежду, что организация достигнет соглашения с российскими властями в вопросе телеправ на ЧМ-2018. Ранее российские государственные каналы отказались платить требуемые 120 миллионов долларов за передачу телеправ на освещение турнира.
ФИФА до Кубка конфедераций подпишет соглашения с новыми спонсорами
Международная федерация футбола (ФИФА) подпишет соглашения с новыми спонсорами до Кубка конфедераций, который стартует в середине июня в четырех городах России.
20 тыс. будет разыгран в матчах «Спартак» — «Урал» и «Ростов» — «Уфа»
Будет разыграно 20 тыс. Наибольший призовой фонд (3800) будет разыгран в турнире формата "1 на 1" для менеджеров со статусом "золото".
Полузащитник «Реала» Иско продлит контракт с клубом до 2022 года
Полузащитник мадридского "Реала" Иско продлит контракт с клубом до лета 2022 года. Футболист сборной Испании подпишет новое соглашение летом, сообщает Marca. На прошлой неделе была встреча между представителями клуба и агентом игрока Пако Аларконом.
Зидан может покинуть пост главного тренера «Реала»
Наставник сборной Германии Йоахим Лев может занять пост главного тренера «Реала» Зинедина Зидана уже в следующем сезоне, если испанский гранд не выиграет Лигу чемпионов и чемпионат Испании. Если это произойдет, нынешний главный тренер мадридского клуба будет отправлен в отставку.
Данила Козловский снимет свой фильм о футболе и исполнит главную роль
Главного героя сыграет сам Козловский. Фильм получил название "Тренер", пишут СМИ. Отмечается, что съемки ведут сразу несколько кинокомпаний, а Козловский будет не только режиссером, но и выступит в роли форварда национальной сборной и тренера команды "Метеор" Юрия Столешникова.