Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 205


года), «Жальгирис» из Вильнюса сыграл в высшей лиге, прибывает в Киев на игру. Киевляне проигрывают 0:3. Знаете, иногда команда проигрывает потому, что там что-то случилось. А тут вроде бы все было идеально: команда неделю готовилась, отдохнула после последней игры, ни одной травмы, ни одной ссоры, ни скандала - все хорошо. Команда была готова, команда боевая. Киевляне, по-моему, тогда на первом месте шли. Вот если бы мне предложили на спор, я бы все свои деньги поставил на киевлян: ни одного противоречия не было в команде, все «чисто». Команда вышла, и все три контратаки против нее закончились успешно - казалось, что «Жальгирис» играл за киевлян.

Просто парадокс, самый настоящий парадокс! Командное первое место, сильнейший наш клуб в то время - и у себя дома проиграл! То есть я согласен, что футбол не всегда логичен и даже парадоксален. Это один пример, а таких примеров можно привести массу.

Я еще один яркий пример приведу. В 1968 году Стрельцов заиграл уже в полную силу, как раньше. В этом игровом сезоне он забил 22 гола, и в чемпионате Советского Союза стал лучшим бомбардиром. На следующий год он не стал играть хуже, но забил всего 6 или 8 голов. В 1968-м у него так все получалось: что ни удар, то гол; от штанги в ворота; от вратаря в ворота, или кого-то заденет - тоже в ворота; то есть фортуна повернулась к нему. Также и Николай Осянин: через два года на третий выдавал потрясающие сезоны: что ни удар - то гол, что ни передача - то голевая. Но почему-то через два на третий - вот такая периодичность у него была!

Без вдохновения, без творчества, без импровизации не может быть хорошего качества игры. Если это все убрать: вдохновение, творчество, импровизацию, то получается ремесленничество. А ремесленничество - это лишь зарабатывание денег. Вот если игрок выходит на поле и думает только, как заработать, - он ремесленник, а если появляется вдохновение, он начинает творить, импровизировать. Для этого надо быть очень хорошо подготовленным. Если ты после травмы или после отпуска, то ничего у тебя не получится. Наобум шедевр не создашь! Очень долго надо к этому идти: может, полгода, начиная с января месяца. Режим, естественно, стопроцентный должен быть. Тогда можно сотворить шедевр.

В любом виде спорта, конечно, можно говорить о вдохновении. Получилось у человека - душа поет.

Я где-то давно прочитал слова Игоря Стравинского, великого композитора и дирижера: иногда бывают такие концерты, что когда выходишь на сцену, обо всем на свете забываешь, только сливаешься с оркестром, ничто вообще не отвлекает, даже на секунду. Вот и получается творчество. Думаю, что то же бывает и с великими футболистами.

О духовности футболиста, спортсмена, вообще духовности футбола. Духовность не пощупаешь. это мифическая категория. Что это, как ее определить? Для этого надо посмотреть игру. Если ее посмотришь, то поймешь, что никакой художник не в состоянии сотворить такие шедевры, какие творят футболисты. Футболист - тоже творческая профессия. Бесков все время говорил: «Поэтов много, а Пушкиных, Лермонтовых - единицы». Так же и среди футболистов: футболистов - масса, а Пеле, Яшин, Беккенбауэр - их единицы. Они в своем деле великие. Называть их духовными или недуховными? Не знаю. Но то, что это люди творческие - это сто процентов.

Типичный, обобщенный портрет футболиста? Тут я не стал бы распространяться. Опять же приведу пример. Когда я работал со второй сборной Советского Союза (это было в 1978—1979 году), я набирал много тех, кто не попадал в первую сборную. Взял Валерия Петракова из «Локомотива» и дал ему такое тренировочное задание - «квадрат». В одном из тренировочных упражнений я его останавливаю, потому что у него ничего не получается, и говорю: «Валерий, вот если бы надо было нарисовать среднего советского футболиста, то надо было бы писать портрет с тебя. То есть это мастерство середнячка и даже ниже среднего. Большинство футболистов Советского Союза - такие. Почему - это другой вопрос, надо разбираться. Талант, детский тренер и прочее. Но поскольку ты вышел, то надо стремиться к большему. Ты в сборную СССР попал!» Так что вы думаете: проходит два

 
Новости
Кадыров объявил о назначении Кононова главным тренером «Терека»
Олег Кононов, с 2013 по 2016 год тренировавший ФК «Краснодар», возглавил грозненский «Терек». О назначении Кононова объявил глава Чечни Рамзан Кадыров.
Виталий Мутко рассказал о судьбе газона на арене «Санкт-Петербург»
Мутко назвал арену на Крестовском острове «самым проблемным стадионом» на сегодняшний день. При этом, глава РФС добавил, что решение о замене газона было принято 20 мая, и сейчас идет активная фаза этого процесса.
Глушакова признали лучшим футболистом сезона
«Лучшим тренером» стал наставник красно-белых Массимо Каррера, а возглавляемый им «Спартак», который стал чемпионом России, признан лучшей командой РФПЛ. Надеждой сезона (игроки до 21 года) назван армеец Федор Чалов, а лучшим арбитром - Владислав Безбородов.
Сергей Родионов: Не хочу лукавить, трансферный план есть
Генеральный директор «Спартака» Сергей Родионов рассказал об итогах собрания совета директоров московского клуба.
На «Зенит-арене» начали снимать газон
Гендиректор "Зенита" Максим Митрофанов заявлял, что стадион не готов к проведению матчей - крыша не раздвигается, поле не задвигается, а трава на газоне умерла. После этого 22 апреля на арене прошел матч, который запомнился дырами в газоне и протечками в дорогостоящей крыше.
Прядкин: после матча «Арсенал»–«Спартак» задержали больше 15 человек
Больше 15 болельщиков красно-белых были задержаны после матча 30-го тура «Арсенал»–«Спартак» (3:0). Об этом рассказал президент РФПЛ Сергей Прядкин после общего собрания клубов лиги. Прядкин добавил, что во время беспорядков в Туле один человек упал с забора, однако серьезных травм не получил.