Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 298


Ю.Ч. То, что мы приписываем футболу сейчас: магия, особая притягательность и т д., - это характерно, по-моему, только для некоторых стран, где футбол действительно развит, где он действительно на высочайшем уровне. Возьмите Северную Америку - предположим, США Разве можно сравнить наш футбол, европейский, по значимости, по магии и по популярности с бейсболом или с американским футболом? Они считают, что соккер (европейский футбол) - это второстепенный вид спорта. Только в последнее время стали его развивать. А все то, о чем мы говорим (магия, особая притягательность), они относят к своему бейсболу, а Канада - к хоккею. Для них именно в этих видах спорта и магия, и притягательность. Поэтому, я думаю, все зависит от уровня развития игры в стране и от сложившихся традиций. В Латинской Америке это, конечно, футбол.

А.Е. Я считаю, что такие факторы, как импровизация, творчество, несомненно, являются самыми важными в футболе. Самые известные футбольные игроки - это в первую очередь творцы и импровизаторы. Техника - второстепенный момент. Соотношение между ними такое же, как между Моцартом и Сальери.

Ю.Ч. Ну, я немножко не согласен с этим. Я считаю, что основой всего является техника. И только тогда, когда ты технически готов, когда ты обладаешь техникой, когда ты с техникой на «ты», ты можешь импровизировать. Тогда ты можешь не глядя отдавать пас, тогда ты можешь в сотые доли секунды, когда некогда раздумывать, провести удар через себя. Вот тут импровизация основана на высочайшей технике. У меня такое впечатление.

А.Е. Вопрос о духовности футболиста, о духовности спортсмена вообще и спорта в целом - это глобальный вопрос. Вопрос бесконечный. Сейчас век футболиста очень короткий, за это время не сформируешь духовность, даже если будешь очень стараться это сделать. Художник - он художник всю жизнь. Футболист как игрок занят футболом очень короткий период жизни.

Духовность предполагает некие вневременные характеристики, а характеристики в спорте, в футболе - они все скоротечные, быстротечные. Вот в этой связи один пример: Ханс Ленк (известный немецкий философ, олимпийский чемпион в академической восьмерке) три раза менял род деятельности. Я не знаю, что можно говорить о духовности Ленка как гребца, я думаю, что он соблюдал спортивный кодекс и прочее. Как философ спорта он наметил только контуры того, что нужно сделать в сфере гуманизации спорта. А вот когда он перешел в философию техники, о нем заговорили, потому что он поднял действительно нравственную, духовную проблему. Когда же наиболее полно проявилась духовность его личности?

Вторая линия: футболист и вообще спортсмен духовны настолько, насколько они принимают духовность в сфере своей деятельности, насколько противостоят всяким антигуманным явлениям, технократизации и т д. В этом смысле можно говорить о духовности как некоем индикаторе, некоем барометре духовного состояния в спорте и футболе в частности.

Ю.Ч. Я начну со второй части вопроса. Я думаю, что и в творческих профессиях, точно так же, как и в футболе, подавляющее большинство - ремесленники. А высокий дух присущ, в общем-то, небольшому количеству людей - независимо от того, чем они занимаются. Мы можем привести миллион примеров и ученых, и музыкантов, и художников, которые не отличались и не отличаются высокой духовностью, несмотря даже на свои высокие достижения в том или ином виде деятельности. В отношении футбола духовность зависит во многом от того, в какой среде живет, растет и воспитывается футболист как человек, как личность, от того, кто его окружает.

Я всегда вспоминаю рассказы Натальи Васильевны Петуховой, жены Акимова, нашего футбольного вратаря. Она была долгое время одним из руководителей Федерации легкой атлетики, работала в Спорткомитете СССР, и мы часто с ней общались. Она очень много рассказывала о футбольной среде

 
Новости
Пике: «Реал» набрал на 8 очков больше благодаря судейским ошибкам
Пике вспомнил матч «Барселоны» с «Малагой» (0:0), в котором судья не засчитал чистый гол Херарда. А в поединке «Малаги» с «Реалом» (1:2) арбитры, напротив, засчитали сомнительный мяч Серхио Рамоса. В аналогичной ситуации претензии у защитника возникли по играм команд с «Вильярреалом».
«ПСЖ» разгромил «Марсель», забив пять мячей
В матче 27-го тура чемпионата Франции «Марсель» принимал на своём поле «ПСЖ». Встреча проходила на стадионе "Велодром" и завершилась победой гостей со счётом 5:1. В составе победителей забитые мячи на свой счёт записали Маркиньос, Эдинсон Кавани, Лукас Моура, Юлиан Дракслер и Блез Матюиди.
Интер — Рома 1:3
В матче 26-го тура чемпионата Италии «Интер» на своем поле уступил «Роме» со счетом 1:3. В составе победителей дубль оформил Раджа Наинголлан и один раз отличился Диего Перотти, реализовав пенальти, а у хозяев поля единственный мяч забил Мауро Икарди.
«Реал» обыграл «Вильярреал», уступая 0:2 по ходу матча
Мадридский "Реал" в гостях одержал победу над "Вильярреалом" в матче 24-го тура испанской Примеры. Встреча завершилась со счетом 3:2 в пользу мадридцев. В составе хозяев поля голами отметились Мануэль Тригерос и Седрик Бакамбу.
Золотой человек. Кто в матче «МЮ» – «Саутгемптон» заслужил «Оскар»
Даже трофей, который сам же Моуринью совсем недавно за трофей не считал, игроки «Юнайтед» праздновали весело.
«Спортинг» и «Сельта» сыграли вничью
"Спортинг" и "Сельта" не выявили победителя (1:1) в матче 24-го тура чемпионата Испании. Отметим, что в составе хозяев 86 минут на поле провел экс-форвард ЦСКА Ласина Траоре. В составе "Спортинга" голом отметился Мойсес Гомес, у гостей отличился Яго Аспас.
 

















35577