Там и женщины есть.

Есть театр Терезы Дуровой - клоунада, где много ребят из Грузии. Они все очень эмоциональные, у них все поставлено на «профессиональную» основу и так естественно получается! У них обязательным является приход на трибуны, даже если ты не играешь в команде. Это все игра, возможность поиграть в любимый с детства футбол, все безболезненно, тебе за это ничего не будет. Плюс еще там все условия приближены к идеальным. Мы об этом заботимся, потому что для артиста вообще очень важны аксессуары игры. Поэтому всякие там раздевалки, вода, фрукты, комментаторы, музыка, кубки, призы, камеры - все по-настоящему.

Сейчас я веду передачу на канале «Спорт», я - соведу-щий программы «Футбол России». Пришел туда одновременно с открытием канала, 12 июня. Пришел по одной простой причине: меня пригласил генеральный продюсер этого канала Василий Кикнадзе, мой товарищ, который знал, что мы давно что-то этакое хотели сделать (я в свое время пытался пробить футбольную программу на НТВ, но не получилось). Потом мы познакомились с Васей (тогда он еще не работал ни на одном из каналов, но пытался что-то придумать), и с открытием канала «Спорт» он мне предложил этим заниматься. Я, честно говоря, до сих пор не очень там уютно себя чувствую, но если не произойдет ничего, то до 1 ноября, до конца этого чемпионата, я еще поработаю, а дальше посмотрим.

Главное в футболе, намой взгляд, - это, конечно, сама игра и ее непредсказуемость, все остальное является производным. Конечно, непредсказуемость, потому что при всем моем глубоком уважении и любви к высокому искусству трудно себе представить какое-либо зрелище (если относиться все-таки к искусству как к зрелищу), сравнимое с матчем «Бавария» - «Манчестер-Юнайтед». Это чудо не готовится, не репетируется, а происходит вдруг, на глазах у сотен миллионов людей, и мы видим этих людей, с которыми это чудо случилось; мы видим людей, которые это чудо сделали; мы видим, что происходит с ними, - это дорогого стоит. Это невозможно поставить как спектакль - это настоящая жизнь, а все остальное есть просто попытки эту жизнь смоделировать. Хотя, конечно, в искусстве есть вещи, которые невозможны, недостижимы в футболе. Непредсказуемость - вот главное в футболе.

Что же такое футбол? Понимаете, все зависит от того, кому вы этот вопрос задаете. Я очень ярко могу представить себе людей, которые убедительно аргументируют ответ на этот вопрос, используя каждую предложенную вами подсказку. Для меня это - игра. Канал для выхода агрессии - это вряд ли. Игра! Игра, спорт, зрелище.

Можно ли манипулировать массами с помощью футбола? Ну, в таком случае надо говорить, что Вагнер имел отношение к становлению фашизма, а Бетховену мы обязаны Октябрьской революцией. Футбол - это явление социальное, явление, с которым можно обращаться как угодно: его можно любить, можно ненавидеть, его можно использовать. С помощью футбола, безусловно, можно манипулировать так или иначе обществом. Можно, только в России это делать, слава Богу, сложно. Вообще-то у нас очень любят взять и чем-нибудь поманипулировать, но у нас это сложнее, потому что у нас в футбол не очень хорошо играют, и это не настолько массовое зрелище, как, скажем, в Бразилии или Италии, в Испании.

У нас общество не заражено футболом, это я точно могу сказать. Мы в начале прошлого сезона, вернее, до прошлого сезона, пришли в «Локомотив» и предложили им немножко попробовать поработать вместе: команда замечательная, все есть, стадион вот-вот откроется, а болельщиков нет. Мы предложили им работу, конечной целью которой было увеличение числа болельщиков команды. Мы проводили своеобразное исследование, с помощью которого пытались, с одной стороны, измерить на данный момент ситуацию, кто за кого болеет, то есть просто узнать привязанности московских болельщиков, а с другой стороны, пытались вообще сформулировать механизм