когда патриотизм на какой-то момент оказался утрачен, стал чуть ли не ругательным словом. В чем он состоит сегодня - это можно видеть здесь, на этой игре: вот наша команда, вот чужая команда, соответственно, проявляются какие-то чувства по поводу игры, по поводу достижений «наших» и «ненаших».

Можно, конечно, можно с помощью футбола целенаправленно манипулировать массовым сознанием и поведением людей, поскольку реагируют массы людей, возникает общая реакция, и ее, безусловно, можно направлять.

Безусловно, футбол способен формировать мифы в массовом сознании. История футбола вообще состоит из мифов, воспоминаний и традиций. Мы сейчас находимся на стадионе имени Эдуарда Стрельцова. Думаю, что три четверти или девять десятых из присутствующих здесь никогда в жизни не видели Стрельцова, но если они более или менее регулярно ходят на футбол, то обязательно знакомы с легендой, которая окружала этого футболиста. Многие помнят, как он играл, рассуждают, как бы он выглядел на поле, если бы играл в этом матче. Мы заранее готовы согласиться с тем, что он играл бы лучше всех 22 игроков, находящихся сейчас на поле, что он недостижимый идеал и к этому идеалу всем надо стремиться.

В футболе есть элементы философии, но принято считать, что они тоже являются своеобразным мифом. Например, миф о fair play, то есть честной игре. Мы не всегда видим честную игру на футбольном поле. Напротив, в последние годы видим много «театральных» постановок, особенно в штрафной площадке в попытке выцыганить пенальти. Тем не менее наряду с этим продолжает существовать такая тенденция или такой атрибут футбольного сознания, как «честная игра». Он был принят отцами-основателями футбола, запущен, и он еще не умер.

В российском футболе сейчас, конечно, происходят изменения. Он качественно перестраивается. Раньше он был такой «невыездной», что ли, футбол. Не в том смысле, что наши команды не играли с зарубежными клубами, а в том смысле, что наши футболисты не переходили в чужие клубы, чужие клубы не направляли нам своих игроков. Футбол не был бизнесом, хотя все то время, пока у нас здесь был социалистический футбол, там уже давно развивался капиталистический футбол.

Сейчас, как мне кажется, нашему футболу нужно избавиться от пораженческих настроений. Эти откровенно пораженческие настроения проникли в наш футбол и по своим собственным причинам, но являются производными и от общего пораженческого настроя уходящего поколения, который связан, конечно, с крупнейшими потерями, с развалом страны, с ее общим ослаблением, с прекращением существования великой державы. Мы сейчас с большим удовольствием (не только в футболе, но в футболе в том числе) признаемся друг другу в том, что мы чего-то не можем, мы не в состоянии, мы как бы потеряли веру, уверенность в себе. Необходимость восстановить веру в себя существует и как проблема, и как производная сегодняшнего состояния духа нашего футбола, и, можно сказать, его философии.

Конечно, стать футбольной страной, проникнутой футбольными страстями (как, скажем, латиноамериканские страны, которые Вы перечислили, или средиземноморские Италия, Франция), нам мешает тот факт, что у нас долгие годы не было больших успехов в футболе. Все-таки войну надо кормить, и кормить ее надо победами.

Возьмем гораздо более элитарный, как принято считать, теннис. В результате серии побед наших теннисистов, победы в Кубке Дэвиса теннис у нас сегодня находится на подъеме. Произошло теннисное чудо: на памяти одного поколения отечественный теннис превратился из экзотического вида спорта в массовый. Если я не ошибаюсь, в начале карьеры Шамиля Тарпищева по всему Советскому Союзу проходило где-то 30-40 теннисных турниров в течение года, сейчас 800—900. Это