животной потребности. Поэтому, проявляя себя на стадионе именно так, человек проявляет себя, без всякого сомнения, социально. В человеке заложены некие биологически обусловленные стремления, импульсы, которые во время боления «пробуждаются», и каналы, которые «открываются»? Это вряд ли. Это вообще не очень грамотно с точки зрения философской антропологии, которая пытается показать подход к оценке ситуации. Человек несколько иначе устроен. С другой стороны, в обычной речи не стоит придираться к словам. И когда меня спрашивают: «Ты считаешь, там какие-то инстинкты пробуждаются?», я понимаю, что это нечто подсознательно глубинное, и могу сказать: «Да!» Футбол апеллирует, мы уже сказали это, к глубинным пластам человеческой психики. Можно назвать это инстинктами (с моей точки зрения, это не очень точно), но если иметь в виду, что мы ведем не строго научный разговор за круглым столом, а обыденную беседу, можем назвать это и так.

Проблемы в мировом футболе есть. Они связаны с судьбой спорта вообще, со всеми опасностями, о которых мы говорим. Исправится общество - исправится футбол. Не нужно думать, что можно сделать наоборот - это большая иллюзия. Мысль о том, что можно через футбол управлять обществом, продуктивна лишь в одном случае и только в том смысле, что если в спорте есть хорошие образцы, то эти образцы будут усвоены. Но если трактовать эту мысль так, что мы спорт сделаем образцовой деятельностью, с помощью которой дальше будем управлять обществом, - эта задача чисто фантазерская. Поэтому есть глобальные проблемы и есть проблемы в футболе каждой страны.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, и автор, и читатели, вероятно, будут единодушны в том, что высказанные мнения опрошенных пятидесяти экспертов подтверждают, что футбол как в нашей стране, так и в мире в целом - явление социальное. И роль его в современном обществе повсеместно и непрерывно возрастает. Да и место свое он прочно завоевал в нашем разноликом мире.

Как спорт, как игра он явно популярнее всех других своих собратьев и конкурентов в мире спорта. Более того, сегодня он вышел далеко за рамки спорта. А как социальное явление футбол охватил, по сути, все сферы нашей многогранной жизни. Он проник в наш образ жизни, в наш труд, в наш повседневный быт, в наш досуг, в наше поведение и сознание, в наш язык и культуру.

Как Интернет стал в наши дни «всемирной паутиной», так и футбол стал универсальной, глобальной, всепроницающей сферой общения народов различных стран и наций, религий и вероисповеданий; жителей всех континентов и регионов; людей всех возрастов и профессий; представителей всех социальных групп.

Весь мир играет в футбол - если не непосредственно, как игрок, как футболист, то в гораздо большей степени как любитель, болельщик или фанат, как телезритель и радиослушатель, как читатель, наконец, то есть как потребитель футбола через средства массовой информации, через системы массовых коммуникаций. И в какой бы роли эти миллионные массы почитателей и поклонников футбола ни выступали, в какой бы форме ни проявлялась их сопричастность к футболу, все они играют в мяч. «Играют» своим соучастием, сопереживанием, проявлением своих эмоций и чувств, своей вовлеченностью в этот беспредельный мир футбола.

И именно в этом смысле правы, на наш взгляд, те из наших экспертов, которые именно так расширительно толкуют этот непознанный до конца мир футбола. Мир, который включает не только игроков, тренеров и их команды; не только судей, менеджеров, организаторов и других спортивных функционеров; врачей, массажистов, ученых; работников стадионов, инженеров спортсооружений, осветителей, агрономов, выращивающих газоны; строителей и архитекторов; кассиров и билетеров, контролеров и служителей порядка, целые армии полицейских и представителей других служб, обеспечивающих этот порядок; фотографов, журналистов и комментаторов, теле-, радио - и кинооператоров, режиссеров и других специалистов этих служб; финансистов и спонсоров,