мятся, зная, что их ждут не только трудности, но и высокие заработки. Разумеется, одного призвания недостаточно. Есть тренеры, прекрасно разбирающиеся в теории, но несостоятельные в практической деятельности. Был один I ренер, сейчас он уже в возрасте, хотя периодически его имя появляется на страницах газет. Бывший олимпийский чемпион и отличный игрок, он обладал удивительной футбольной интуицией и стал тренером, хотя иногда его тактические находки вызывали сомнения и споры. Да, он был прекрасным тренером, но больше теоретиком. Будучи одним из наиболее эрудированных тренеров Италии, он не смог реализовать собственные идеи потому, что ему не хватало такого качества, как коммуникабельность. Он, несомненно, был мастером, но не умел управлять командой. Возможно, ему немного не хватало везения. Ведь человек, о котором я говорю, имел необходимую подготовку, высшее образование, был умным, эрудированным и талантливым игроком.

Я уже писал, что вторым качеством, необходимым тренеру, является ровный характер. Характер имеет важнейшее значение. Нервный тренер сразу же сталкивается с трудностями, поскольку нервозность мешает ему спокойно разобраться в сложной ситуации. Вступая в контакт с руководителями, журналистами и игроками, нервный тренер легко раздражается, из-за чего между ним и окружающими возникает опасная напряженность. И слишком податливый характер — недостаток, позволяющий игрокам делать, что им вздумается, при этом президент клуба и прочее начальство стараются навязывать тренеру собственную точку зрения, чаще всего — ошибочную.

Идеальный вариант, когда у тренера ровный и сильный характер. Я знаю тренеров, и даже хороших, которые не смогли удержаться на месте из-за своего дурного характера, как и тренеров, неспособных отстаивать в команде свои идеи. Тренер должен интуитивно угадывать, что делать и как себя вести в зависимости от ситуации, повышать голос только тогда, когда это необходимо, не злоупотреблять шутками, пытаться внушить уважение к себе всем, но в первую очередь игрокам, всегда быть готовым изменить тактику поведения в случае какого-нибудь про