что позволяет им создавать отличный игровой коллектив. Другим же тренерам приходится действовать в значительно худших условиях и сколачивать команду из посредственных игроков. Работа этих последних значительно |руднее. Не имея в своем распоряжении сильных игроков, им приходится выдвигать молодежь и добиваться максимальной отдачи от игроков с ограниченными способностями. Задачи же тренера, имеющего дело с выдающимися игроками, облегчаются, потому что сами игроки обусловливают тактику игры и именно они создают предпосылки для достижения положительных результатов. Понятно, что хороший тренер, работающий с посредственными игроками, может стать прекрасным, работая с игроками высокого класса, но не следует забывать, что иногда внешние факторы мешают тренеру с превосходной теоретической подготовкой добиваться выдающихся результатов на практике.

Я наблюдал за многими умными и хорошо подготовленными тренерами, которые добивались отличных результатов, работая со скромными командами, хотя эти результаты неизбежно бывают неустойчивыми именно из-за невысокого класса игроков. С другой стороны, если способному и хорошо подготовленному тренеру доверяют сильную команду и в дело не вмешиваются всякие внешние факторы, например, невезение, он обязательно добьется больших успехов.

Сразу трудно определить хорош тренер или плох. Большинство наших тренеров-профессионалов хорошо зарабатывает и в этом отношении у них все в порядке, но вряд ли такими рассуждениями можно оправдать то, что слишком часто происходит на итальянских чемпионатах. Т«ж, одних тренеров прогоняют вскоре после начала чемпионата, других, изгнанных из какого-то клуба за непригодностью, через какое-то время берут в другой клуб и они вновь становятся «волшебниками». Мотивы, по которым увольняют тренера, очень часто бывают спорными. Само собой напрашивается вопрос: почему тренер, уволенный одними руководителями за непригодностью, сразу же находит других руководителей, высоко оценивающих его с мособности?