Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Винокуров В.
Шаги к истине. Статьи, репортажи, очерки, интервью
стр. 6

ВВЕДЕНИЕ В «ФУТ60ЛОВЕДЕНИЕ»

С. М. Эйзенштейна однажды заняла проблема: как удается футболистам добиваться такой выразительности, что тысячи людей на трибунах в такт их движениям восторгаются и стонут, торжествуют и впадают в отчаяние?.. Сегодня огромную популярность футбола в мире некоторые западные исследователи объясняют социальными, экономическими и даже политическими мотивами. Но мне кажется, что причины ее — прежде всего в самой природе футбольного зрелища, по выразительности и эмоциональной насыщенности приближающегося к искусству.

Футбол, конечно, не искусство. Он и не претендует на равную с подлинным искусством роль в воздействии на человека, в формировании личности. У футбола нет своей музы, образной системы, и потому, оставаясь одним из самых любимых зрелищ, он всегда будет только приближаться к искусству. И именно поэтому футбол имеет право на обоснование своей зрелищной силы.

Прежде чем актеры — в театре или в кино — начинают воздействовать на зрителя, они должны заставить его поверить в истину происходящего. Только тогда зритель начнет волноваться за судьбы героев, следить за развитием характеров, ждать развязки. «Не верю!» Станиславского — первый барьер во взаимоотношениях актера и зрителя Футболисты избавлены от этого барьера. Зритель приходит на стадион, твердо зная: все, что произойдет, — правда, — сюжет не определен заранее, развязка неизвестна. И произведение (это слово употребляю условно) рождается на его глазах. Вот первый шаг в отношениях между исполнителями и аудиторией, связывающий их и способствующий возникновению тесного контакта. Вот первая причина сильного эмоционального воздействия спортивного зрелища.

Каждый вид искусства отличается от другого — помимо образной системы — методами освоения времени и пространства. Литература, театр, кино, живопись владеют пространством и временем по-своему. Футбол — тоже Зритель может не понимать это, но он это чувствует. В театре он не отдает себе отчета в том, насколько хороша построенная режиссером мизансцена, но благодаря ей лучше или хуже воспринимает сотворенное актером.

Так же и в футболе. Комбинация зависит от расположения игроков, от их перемещений (в пространстве и во времени), и красоту ее зрители чувствуют, хотя, быть

 
Новости
Артур Григорьянц: КДК не может рассмотреть стычку Дзюбы и Емельянова
Глава КДК РФС Артур Григорьянц сообщил, что комитет не может рассмотреть эпизод со стычкой нападающего «Зенита» Артема Дзюбы и полузащитника «Урала» Романа Емельянова, произошедшей в матче команд в 24-м туре чемпионата России.
Футболист Франтишек Райторал найден мертвым
Бывший чешский игрок в футбол и нынешний защитник турецкого клуба «Газиантеспора» Франтишек Райторал найден мертвым. Об этом в понедельник пишет ВВС.
Мейтин: давка в Ростове случилась из-за болельщиков с другого сектора
Перед началом встречи 24-го тура российской Премьер-Лиги «Ростов» — «Спартак» (3:0) при входе на стадион «Олимп-2» ОМОН избивал болельщиков красно-белых.
КДК может наказать «Урал» за три удаления в матче с «Зенитом»
Глава КДК РФС Артур Григорьянц рассказал, что они могут наказать «Урал» за три удаления в матче 25-го тура чемпионата России с «Зенитом»
Златан Ибрагимович не собирается завершать карьеру из-за травмы
Нападающий английского футбольного клуба "Манчестер Юнайтед" Златан Ибрагимович не собирается завершать карьеру игрока из-за травмы колена. Об этом футболист написал в своем Instagram. Ибрагимович получил травму 20 апреля в ответном матче Лиги Европы с бельгийским "Андерлехтом".
Чёрное дымовое облако окутало трибуны на матче «ПСВ» — «Аякс»
Игра между лидерами турнирной таблицы «ПСВ» и «Аяксом» была омрачена неприятным инцидентом. В начале второго тайма кто-то из фанатов зажёг дымовую шашку, после чего трибуны заволокло густым чёрным дымом. Происходящее больше было похоже на последствия боевых действий, чем на футбольный матч.