модели, отражающие объект" [2].

Каждый из нас постоянно пользуется моделями. Любой человек повседневно использует модели для принятия решений, но делает это интуитивно. Умственная модель довольно зыбка. Она неполная, нечетко сформулирована. Более того, такая модель меняется со временем — даже в течение разговора. При обсуждении единой темы каждый участник пользуется различными умственными моделями для представления объекта разговора. Даже основные допущения могут расходиться. К тому же цели различны и не формализованы. Поэтому поиск компромиссов занимает так много времени. И не удивительно, что решения ведут к пониманию закономерностей и программ, не достигающих намеченных целей или создающие новые трудности, еще более нежелательные, нежели те, от которых пытались избавиться. Это, естественно, не означает, что появилась необходимость в "избавлении" от умственных, или интуитивных, моделей, но если речь идет о реализации тренирующих воздействий и достижения необходимых уровней адаптации к ним, то следует добиваться четкости в определении принятых допущений при включении их в модель.

Часто применение интуитивных моделей тренирующих воздействий, направленных на повышение каких-либо сторон функциональных возможностей, не достигает своей цели из-за отсутствия достаточно точных границ факторов воздействия и невозможности создания нужного соотношения функциональной активности систем организма футболистов.

Числовые модели очень похожи на умственные. У них тот же источник. Их можно обсуждать, используя ту же терминологию. Но числовые модели имеют и существенные отличия. Они точно формулируются, в них используется однозначное математическое описание. Необходимо иметь такие модели, структура и взаимосвязи которых достаточно полно представляют рассматриваемую систему. Уже сейчас можно построить модели, которые будут значительно превосходить интуитивные, используемые для разработки тренирующих программ.

Перед тем, как создавать модель тренировочного или игрового процесса, нужно точно знать, на решение каких вопросов она ориентирована. Если это неясно, то невозможно решить, какие переменные и соотношения включать в модель, а какие отбрасывать.

После определения основных вопросов необходимо установить "границы модели", т.е. выбрать те количественные величины и отношения, которые окажутся достаточными    для    решения стоящих задач. Следует отметить, что за

границами" имеются факторы, которые не влияют на поведение системы, а кроме того, и элементы, влияющие на систему в течение периода моделирования. Внутри границ есть переменные, значения которых изменяются во времени из-за взаимодействия с другими переменными внутри границ (интенсивность и продолжительность выполнения двигательных действий), или ввод новых задач тактико-технических действий изменяет в рамках установленных границ координационную структуру действий (например, смена задачи действия: прессинг на чужой половине поля на встречный отбор мяча). Таким образом, существует двойная связь между каждой из переменных и частью системы. Переменные изменяют систему и изменяются системой. Если даны начальные условия (значения) для переменных состояния, а также их взаимосвязи, то последующие