подготовленных тактических действий; показатели метаболизма обеспечения выносливости и скорости; уровень сократительной способности мышц и сопротивляемости их утомлению; скорость специального игрового мышления и пр. Совокупность названных количественных показателей представляется в виде обобщенных оценок, учитывающих каждый из составляющих ее показателей, получаемых перед и в ходе игровой деятельности и сравниваемых с моделью, выражающей желаемый, максимально возможный уровень каждого параметра.
Если специальную работоспособность футболиста при максимально возможных значениях (желаемую модель) обозначить (по Е. Иванову, 1969), параметрамифактические данные —тогда ее оценка
может быть выражена:
Величина А измеряется в пределах от 0 до 1. При этом фактическое значение каждого из предлагаемых параметров будет по своей величине меньше моделей и, следовательно, меньше 1.
Такой подход к оценке специальной работоспособности позволит глубже изучить особенности приспособительных реакций, следить за изменением уровня функциональной активности отдельных систем, более качественно составлять программу тренировочного процесса.
Влияние тренировочных программ с однотипными моделями
занятий на кумулятивную адаптацию организма футболистов
Рассматривая спортивную тренировку как процесс направленного изменения функционального состояния организма, нужно отметить, что степень этого изменения зависит прежде всего от условий, в которых происходит необходимая адаптация организма к специфическим тренировочным воздействиям. В процессе адаптации принято выделять срочную адаптацию, выражающуюся в свойстве изменять состояние систем в результате однократного выполнения физической нагрузки, и накопительную (кумулятивную), суть которой — в приобретении новых, относительно устойчивых свойств после многократного выполнения упражнений в течение длительного времени.
Путем использования особенностей срочных приспособительных реакций, которые возникали в результате воздействия описанных выше моделей занятий, была разработана программа экспериментального тренировочного процесса, разделенная на три равных цикла. Преследовалась цель выявить особенности разных сторон накопительной адаптации. В каждом из циклов предлагалось по 16 ежедневных моделей занятий, в которых основной задачей было совершенствование тактико-технической подготовки футболистов с созданием как срочных, так и накопительных адаптивных соотношений функциональной активности систем, способствующих развитию определенных сторон специальной работоспособности.
В первый цикл вошли модели, создающие ответные реакции типа "А", во