выраженных или сниженных показателей "стрессированности" организма футболистов. В этой части подготовительного периода, задачей которого является развитие скоростных возможностей и совершенствование структурно-тактических действии, периодически может возникать несоответствие целей тренировочного процесса функциональному состоянию организма футболистов. Так, например, данные физиологического, морфологического, биохимического контроля свидетельствуют о состоянии устойчивой адаптации к скоростному режиму работы. В то же время педагогическая программа решения тактических задач действия в средних коалициях не завершена и переключение на режимы "А" или "Д", предоставляющие оптимальные возможности реализации игровых задач в малых или больших коалициях, является нецелесообразным. Создавшиеся противоречия вызывают необходимость коррекции программы отдельных занятий. Основой этой коррекции является применение смешанных моделей занятий ("ВД" и "АД") или увеличение количества серий, ведущее к повышению объема выполняемой работы. Указанньш принцип коррекции позволяет на протяжении соответствующих циклов подготовки сочетанно решать задачи совершенствования игровых действий в средних и малых коалициях на фоне удержания метаболического базиса, обеспечивающего различные виды скорости и выносливости футболиста. По мере приближения к соревновательному периоду все больше возрастает значимость совершенствования тактических задач взаимодействия игроков в больших коалициях. К этому времени программа должна предусматривать преимущественное содержание занятий типа "Д", метаболическая сущность которых заключается не только в удержании достигнутого уровня соотношения двигательных качеств, но и в углублении соответствующих перестроек в различных качествах, обеспечивающих формирование двигательнофункциональной системы, конечным результатом которого является определенный оптимальный игровой стереотип. Осуществляется это путем активизации восстановительных процессов, что характерно в периоде последействия модели "А", или усиленного регуляторного эффекта катехоламинов, характерного для моделей "В" в состоянии срочной и начале устойчивой адаптации.

Вместе с тем, при необходимости в последней трети первого круга соревновательного периода и в первой трети второго тренировочного циклы, можно строить, используя 35-40% моделей занятий типа "А", "АД" (с величиной тренировочного воздействия в каждом занятии, равной 40-50%), 25-35% моделей типа "В", "ВД" с несколько большей величиной тренировочного воздействия (от 50 до 70%) и не более 70% моделей типа "Д" с воздействием в диапазоне 30-70%.

Говоря об отдельных факторах тренировочного процесса (интенсивность, продолжительность, режим» чередования работы и отдыха, количество повторений серий или занятий, структура задач тактического действия) как его неотъемлемых структурных элементах, нельзя рассматривать каждый из этих фактрров изолированно один от другого, в детерминированном выражении, не изучая их, а механически привлекая то или иное научное обоснование. Еще хуже основываться на чисто субъективных ощущениях. Каждому фактору необходимо придавать цифровое выражение в определенном диапазоне и соотношении, соответствующим разным функциональным состояниям футболистов, задачам, стоящим при изменении исходных состояний и переводе в желаемые. Система цифровых выражений всех факторов в итоге составляет программу тренировочного процесса,