Комплекс специальных методик включает две группы тестов: психофизиологические и психологические.

Группа психофизиологических тестов содержит:

оценку уровня пространственно-временной диффе-ренцировки, соотношения тормозно-возбудительных процессов в центральной нервной системе;

определение латентного времени зрительно-моторной реакции;

определение уровня нервно-мышечной возбудимости, сопротивляемости утомлению нервно-мышечного аппарата (НМА), глубины утомления и оценка уровня и соотношения аэробной, анаэробной и общей выносливости НМА в моделируемом процессе;

определение возможностей кратковременной пространственной и смысловой памяти;

оценку уровня модально-специфической памяти и двигательной координации.

Группа психологических тестов позволяет определить:

личностные характеристики человека (экстравер-сия/интраверсия, стабильность/нестабильность нейротизма, ложь/правдивость (по Айзенку); степень личностной тревожности и текущей тревоги (по Спилбергеру); уровень сбалансированности психического состояния (раздражительности, возбужденности, усталости, депрессии) (по шкале Зунга).

Этот набор методик дает возможность оценить большинство сторон психофизиологического состояния человека, его резервные возможности и способности к их реализации.

Для сопоставления результатов тестирования между собой и получения интегральной оценки состояния человека все показатели представлены в единой шкале измерений в виде оценок в пределах от 0 до 1. Идеальному состоянию показателя соответствует оценка, равная 1. Следовательно, чем ближе оценка показателя к 1, тем лучше состояние, и наоборот.

Для каждой группы тестируемых (в зависимости от возраста, пола, специфики занятий, уровня тренированности) есть свои критерии оценки полученных результатов. Понятно, что, например, результаты тренированного человека, занимающегося спортом, отличны от результатов неподготовленных людей либо детей. Зависимость уровня достижения (результатов) от возраста показана на рис. 5.