Игорь ЩЁТКИН: Я, конечно, вернусь…

29 апреля 2017

Вчера корреспонденту Greenmile.ru удалось пообщаться с самым жёлто-зелёным комментатором (как он сам себя называет) – Игорем ЩЁТКИНЫМ. Получился весьма продолжительный, обстоятельный и подробный разговор. Поэтому публикацию мы решили разбить на несколько частей. Сегодня – первая. В ней речь пойдёт о том, куда, собственно, пропал Щёткин, сколько ему должны, о шансах «Кубани» на выход в премьер-лигу и о многом другом…

Щёткин Игорь- Игорь, спасибо огромное, что нашёл время с нами пообщаться. И первый вопрос: ты у нас известный телеведущий, спортивный комментатор, аналитик. Как ты дошёл до такой разносторонней жизни?
— Знаете, есть такой стандартный ответ: я начал с того, что родился (смеётся). А как стал журналистом – тут интересная история. Я вообще инженер-механик по специальности. Закончил наш политех с красным дипломом. Ректор, кстати, до сих пор меня зовёт ректор диссертацию писать. Ну да ладно, по сути… Есть у меня один товарищ музыкант, который в те времена устроился работать на радио. Которое называлось «Радио Х». И как-то раз пошли мы туда на экскурсию. А один из ди-джеев, который в тот момент вёл передачу, вдруг сказал: «мне тут надо клип снять, посидите за меня часик в эфире». Это он нам говорит – людям, которые первый раз в жизни зашли в студию! Ладно, мы сели, начали музыку крутить. Через час приезжает директор и говорит: «вы приняты, пишите заявление». Прошло время, тот товарищ, к которому мы тогда пришли, уже давно уволился, а я, получается, 23 года в прямом эфире.

Тогда ещё не было разных гаджетов, не было мобильных телефонов. Мы протащили из студии до восточной трибуны кабель, поставили старый дисковый телефон и я выходил в прямой эфир прямо с футбольных матчей. Это был 1995-й год. Вот так вот мы начинали. Кстати, в том году к нам на стадион приезжал легендарный Николай Николаевич Озеров. Он уже был в очень преклонном возрасте, сидел в инвалидной коляске. А у нас был допотопный диктофон, и я попытался взять небольшое интервью у нашей знаменитости. В итоге получилось, что он меня благословил на коментаторство. Он тогда сказал: «молодой человек, у вас всё получится». «Кубань» играла тогда с «Колосом». Это было дерби. Завершилось со счётом 2:7 в пользу «Колоса». Николай Николаевич высидел только первый тайм, увидел, что творится, махнул рукой и уехал. Потом постепенно появилось телевидение, и в 1999-м году я был принят в НТК — ровно за месяц до открытия телекомпании. То есть, получается, что я уже 18 лет там. Люди столько не живут (смеётся).

Первый мой телевизионный репортаж был с гандбола. Мы показывали Тарасикова и кубок кубков. Наша команда тогда дошла до финала и проиграла только «Валенсии». Первый блин, как и положено, вышел комом — я перепутал всех девчонок, которые были на площадке. У меня почему-то полевой игрок играл в воротах и тому подобное. Лишь позже я разобрался во всех деталях и нюансах. Что касается моего первого футбольного репортажа, то он был из Новороссийска. Шёл 2000-й год, «Черноморец» играл со «Спартаком». Это был матч, в котором свой первый гол во взрослом футболе забил Артур Тлисов. Сделал он это ударом с 35-ти метров по воротам Александра Филимонова. Тогда матч закончился 1:2 в пользу «Спартака», но тот гол был абсолютно нереальным. А Тлисову было тогда 18 или 19 лет. Гамула его выпустил исключительно ради проверки своей молодёжи. После игры я попросил у него интервью, но Артур мне отказал. А дальше пошло-поехало. На сегодняшний день несколько сотен трансляций за плечами.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ (с)

Щёткин Игорь- Очень многие наши болельщики интересуются, куда ты пропал со стадиона?
— Ну, у нас в клубе идёт определённый процесс оптимизации расходов. Я тоже под него попал. Тут нет какого-то политического подтекста. Просто моя работа — это тоже расходы для клуба. Я думаю, что когда «Кубань» вернётся в ПЛ, тогда вернусь и я. По крайней мере, я так отвечаю себе на этот вопрос.

- А куда пропали трансляции? Перед началом сезона и губернатор, и его заместитель – Андрей КОРОБКА – во всеуслышание заявили о своём решении обеспечить показ абсолютно всех матчей главной команды края на телеканале «Кубань-24». Почему, на твой взгляд, им не удалось сдержать своё обещание?
— Думаю, всё дело в плохой организации. Изначально не был спланирован бюджет и не были выделены соответствующие средства. Мы начали работать под честное слово. Но долги накапливались. В итоге показ матчей пришлось прекратить. И оставшиеся пять поединков болельщики если где и смогут увидеть, то только на стадионах или на интернет-канале Sportbox.ru. При этом вопрос не закрыт окончательно. Возобновление трансляций возможно в следующем сезоне. Конечно, при условии, что будут закрыты все долги.

- И много ли должны?
— В сопоставлении с бюджетом ФК «Кубань» я бы эту сумму не назвал сколь либо значительной. Было бы, как говорится, желание. И я очень надеюсь, что оно в итоге появится.

- Как оцениваешь шансы «Кубани» на попадание в стыки?
— Осталось 5 туров, и 5 очков отставания не катастрофичны. Если допустить, что мы все 5 матчей выиграем, то мы попадём в стыки. Если хотя бы хоть одну осечку допустим, то повышение в классе можно уже планировать на следующий год. Но смотрим, что сейчас. Предстоит сыграть с «Динамо», «Балтикой», «Зенитом – 2», «Волгарем» и Нальчиком. Вот сами и думайте: можно все 5 матчей выиграть или нет.

- Команда довольно уверенно начала весеннюю часть чемпионата. На твой взгляд, с чем это связано в контрасте с осенними играми?
— Тут комплекс факторов имеет место быть… Во-первых, у тренера сейчас одна обойма игроков. То есть, состав определился. Ребята сыграны, ребята понимают, что могут рассчитывать только на себя. Можно, конечно, немного поэкспериментировать, но только по двум-трём позициям, максимум. А того, что было в начале сезона, когда реально было 2 состава, такого уже нет. И в начале чемпионата очень трудно было определиться со основой.

Второй аспект, более-менее нормализовалась ситуация в клубе с финансами. Я далёк от мысли, что она нормализовалась полностью. Но то, что стали регулярно платить, это факт. И игроки это, безусловно, видят. Я думаю, что поговорили с ними, пообещали что-то дополнительное на случай выполнения задачи. Этот вариант тоже никто не отменял. Ну и судьи стали к нам весьма благосклонны. Но это не говорит о том, что мы с ними работаем. Это говорит о том, что в каких-то моментах судьи нашу сторону принимают. Много разговоров, что нам пенальти ставят в каждой игре. Но как только они возникли, ставить «точки» перестали.

Вспомним пенальти в ворота «Факела». Я потом попросил воронежских коллег, чтоб они мне свою техническую съёмку прислали. И ещё раз пересмотрел тот момент. По-идее, решение судьи было правильным. Дело в том, что игрок «Факела» прыгает выше нашего Байрыева и отмахивается локтем в Азата. То есть, повод поставить такой пенальти есть. Другой вопрос, что на 93-й минуте в ворота хозяев, когда висит на волоске результат матча, такие пенальти не ставят. Но вот нам поставили.

- Четыре удаления в первых четырёх матчах в абсолютно безобидных ситуациях — что это на твой взгляд?
— Мы пытаемся ставить свою игру. Может быть, наша главная проблема в том, что мы пытаемся играть именно так, как мы хотим играть. Ничего в этом плохого нет. Тренер может экспериментировать. Если он уверен в своих силах. Другое дело, что у этого тренера должно быть время. Его не должны напрягать какими-то сиюминутными задачами. То, что это игра ещё сырая, и есть причина всех удалений. Она — эта самая игра — ещё не сформирована. Посмотрите, как мы с «Енисеем» пропускали мячи. Нам их не забивали — мы их именно пропускали сами. И то же самое эти удаления. Когда есть какое-то слабое звено, которое в игре порвалось, кто-то бежит спасать ситуацию, зачастую делая это в неоправданно жёсткой форме. Хотя тренеру тоже надо на это обратить внимание. Потому, что 4 удаления кряду — это в любом случае многовато. Как вариант, можно вводить штрафы. Кстати, когда к нам приезжал Газзаев с ЦСКА, он поселил своих игроков на базу «Кубани» на 10 дней, приказав убрать всё из номеров. Оставил только тумбочки и кровати. Никаких телевизоров и прочих радостей жизни: «мы работаем — мы не отвлекаемся». Потом приехала «Бенфика» в отличном настроении, весёлая. Ну и 2:0 было в пользу ЦСКА. Вот что значит дисциплина.

- После прихода Калешина многие игроки стали говорить, что дисциплина в команде усилилась.
— Вполне возможно. Если судить по игре, то есть какие-то проблески. Однако пока игра сырая.

МОСКВА И МОСКВИЧИ

Щёткин Игорь- Игорь что ты ждёшь от предстоящего матча с «Динамо»?
— Хорошая игра должна быть. Много подоплёк у этого матча. Сейчас у Панченко забрали пальму первенства лучшего бомбардира. Он захочет её восстановить. Может тянуть одеяло на себя. Нам главное как раз Панченко выключить из игры. А вообще наша команда может собраться и показать фееричный футбол. Помните прошлогоднюю игру с «Динамо»? Тоже все разобранные, микроклимат в команде очень плохой, но как вышли и как отыграли! Аж искры из глаз летели.

Есть, конечно, мнение, что «Динамо» выполнило задачу на сезон и им больше ничего не надо. Действительно, когда задача решена, очень трудно настроится на игру. Футболисты, конечно, начинают говорить дежурные фразы, что, мол, премиальные никто не отменял. Но всё равно есть падение мотивации к тому, что ты делаешь. Этим надо воспользоваться, но у «Динамо» очень крепкий состав. Их очень трудно будет обыграть. Тем более нашим ребятам, которые не такие звёздные. Но я думаю, что всё будет нормально.

- На твой взгляд, если мы выходим в стыки и если эти стыки выигрываем, на сколько нам нужно будет менять состав под ПЛ?
— Думаю, что процентов на 80. Ни одна команда, которая выходит в премьер-лигу, не оставляет состав, который играл в ФНЛ. ПЛ — это совсем другая планета. У нас есть ещё такой хитрый пункт, как лимит на легионеров. И в ПЛ он чуть побольше, чем в ФНЛ. Поэтому все команды сразу накупают себе иностранцев. У нас что-то непонятное происходит в российском футболе. Мы уже уступаем тем странам, на которые раньше даже не смотрели. Они почему-то лучше нас играют. Кот Д’Ивуар… Это кто такие? На одной ноге обыгрывают нашу сборную. Коста-Рика забила 4 гола нашим. Не знаю, что у нас происходит с футболом. В ФНЛ жёстко ограниченное число иностранцев. У нас сейчас Гай и Армаш. У Маркова двойное гражданство, но он считается россиянином.

- Как ты вообще относишься к этому пресловутому лимиту?
— Я считаю, что лимит на легионеров нужно убирать. Это будет единственное правильное решение. Потому, что это мне напоминает госпошлину на иномарки. Если мы не умеем делать машины, зачем делать так, чтобы покупали российские машины искусственно? Они пока не такого качества как немецкие автомобили. Кстати, Мутко заявил, что после чемпионата Мира лимит будет отменён. Это будет шоковая терапия для всех. Я бы ввёл платную регистрацию легионеров. Условно говоря, приехал Халк или какой-нибудь Асланбек Душинбаев. Они должны стоить одинаково! И тогда клубы будут думать, кого приглашать. Причём, одних и тех же легионеров обязательно регистрировать каждый год. Иными словами, если есть у тебя, условно, 50.000.000, пусть будет хоть вся команда легионеров. Другой вопрос, куда эти деньги потом пускать. У нас 280 легионеров сейчас в ПЛ играют. Это 28 миллионов евро потенциальных денег. Которые можно пускать на развитие футбола. За счёт клубов.

- Так они и так пускают. Вон, стадион «Зенита» построили.
— Я раньше вообще думал, что это какой-то вымышленный персонаж. Как Карлсон, Хогвардс… Ну, вот, построили… Кстати, все видели первую игру на этом стадионе? В нашей стране есть такая территория, которая идёт от Урала. Кто знает, что там с футболом происходит? Там ни один мальчик, который предан условной «Сибири» в её состав не пробьётся. Ему надо уезжать в Москву или к нам на юг. Тогда, может, что-то из него получится. Вот говорят, что мы везде футбол развиваем. Но, к сожалению, в тех регионах он умер. Местные даже обижаются. Когда к ним приезжаешь, они говорят: «вы что думаете, в России футбол только до Урала?» Но по факту получается именно так.

- Ты когда-то пытался стать комментатором одного из федеральных каналов. Расскажи более подробно об этом.
— Там весёлая история получилась. Я ехал на игру с ЦСКА и услышал рекламу конкурса комментаторов. Но, думаю, куда мне в 40 лет куда-то ехать на какие-то конкурсы. А потом решил, что буду себя всю жизнь казнить, что даже не попробовал. Взял и перед самым матчем с ЦСКА заехал домой, воткнул микрофон в ноутбук, посмотрел что там за задание и, вообще не готовясь, проговорил и отправил. Причём, там было порядка 5.000 участников. Шанс минимальный, что тебя вообще прослушают. Думаете, из 5.000 записей всех прослушали? Сильно сомневаюсь, что Стогниенко всех их прослушал. Тем не менее, я оказался во втором туре. Где осталось 32 человека. А там уже другое задание. Надо было прокомментировать любую игровую ситуацию и нарезку лучших моментов тура. Это всё надо было сделать за выходные. В пятницу вечером я получил задание, а в субботу мне с командой уезжать в Москву. Я опять быстро сел, сделал, отправил, а в понедельник, когда оглашали результаты, уже спортивный интерес проснулся.

И вот сидят, открывают конверты оглашая результаты и финалистов… Семерых уже назвали – меня нет. А всего 8 участников проходило в финал. Восьмой конверт открывают — моя фамилия! Тут же звонок из студии с вопросом: «Вы можете к нам приехать?». Я говорю: «Может, как-то в другой день?». Они в ответ: «Так вы не можете приехать?». В общем, поехал… В итоге конкурс выиграли Карен Адамян, который ведёт манибол, и Логинов, который ведёт новости. Конечно, громко сказано, что это был конкурс комментаторов. Хотя, ребята хорошие. Я со всеми познакомился, созваниваюсь. Даже девчонка, которая обомлела от камер и софитов, поскольку ни разу такого не видела, и то была что надо. В общем, все были хорошие ребята, все 8 человек. То есть, мне было не жалко и не стыдно кому-то из них проиграть. Впрочем, я прекрасно понял, что это просто не мой формат. Я там ходил в шарфе «Кубани», в котором даже пришёл на финальную запись…

- К этому шарфу в итоге они и придрались.
— Там, как мне потом говорили, очень долго готовили свет и звук. А в жюри должен был быть Тарханов, у которого в этот же день была назначена тренировка. Его время поджимало, и он сказал: «Я уже не могу ждать — я уехал». Вместо него в жюри быстро посадили какого-то другого человека. Жаль. Я уверен, что Тарханов бы проголосовал за меня. А человек, который пришёл, занял его место, какой-то мини-футболист. Он как раз и возмутился по поводу шарфа.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…


Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии