Александр БЕЛЕНОВ: В «Урожае» опять обманут!

22 июля 2018

Сегодня мы публикуем третью часть интервью с Александром Беленовым. В ней экс-капитан жёлто-зелёных рассказывает о том бардаке, который начался в «Кубани» с приходом новой команды управленцев, рассуждает о тяжкой вратарской доле, повествует о футбольных приметах и ещё много о чём интересном…

Беленов Александр- Александр, как ты считаешь, должны ли наши селекционеры смотреть дальше крупных городов России?
— Я вам про Белгород моей юности расскажу. У нас там было столько крутых ребят, и мы играли очень хорошо. Просто, когда наступает этот переходной период (13-15 лет), кто-то начинает заниматься непонятно чем, а кто-то просто теряет интерес к футболу. А всё из-за того, что в глубинке нет никакой перспективы. Мы всё же мы живём в России, и прекрасно понимаем, что возьмут не какого-то мальчика из простой семьи из, опять же, глубинки России, пусть и очень талантливого, а возьмут сынка какого-нибудь начальника, который пропихнёт своего отпрыска в команду. Я был в интернате «Ротора» и должен был уехать на сборы с дублем. Мне было 15 лет. Но вместо меня поехал блатной парень, который не тренировался полгода! Я понял, что мне там делать нечего, собрал вещи и поехал домой. Лучше я буду со второй лиги начинать, но играть, чем вот так вот…

- Сейчас на базе «Кубани» создаётся новая команда «Урожай». В свою очередь, болельщики создают свой клуб, который будет носить имя «Кубань», но играть первые два года в чемпионате края. Что ты вообще обо всём этом думаешь?
— Если бы мне было 40 лет, то я лучше бы пошёл играть за команду болельщиков. Потому, что в «Урожае» тебя опять обманут! Скажу о Шандао, Рабиу, Буэно – о тех ребятах, которых нет в команде уже два года. Они им до сих пор ещё должны. А Буэно так ещё раньше ушёл. И это как минимум.

- Почему не получилось в «Кубани» у коренного кубанца Дмитрия Хохлова?
— Там в действительности было много нюансов. Просто он попал не в то время и не в то место. А так, Хохлов — хороший тренер. У него нормальный тренировочный процесс. У него всё интересно, он ко всем ребятам относился нормально. Когда он пришёл, я ему объяснил, что в команде большие долги, что почти все иностранцы сидят на чемоданах и выкладываться на 100% никто из них не собирается. Условный Рабиу, при всём к нему уважении, что, приехал играть за нашу эмблему? Он приехал зарабатывать деньги! А их ему не платят! Это русским игрокам можно сказать: «Потерпи». А ему — нет. У него семья в Африке — 35 человек. И когда набирается много таких игроков, уже получается некая коалиция. Это я сейчас говорю не именно про Рабиу, а про иностранцев в целом. Они ко мне, как к капитану, подходили каждую неделю, и спрашивали: «Саш, когда будут деньги?». Ну, я иду на второй этаж, стучусь в кабинет начальству и спрашиваю: «Ребят, когда будут деньги?». Каждый раз, когда приезжали на базу руководители и интересовались нашими нуждами, мы всегда спрашивали: «Когда будут деньги?». А в ответ слышали и мне, кстати, всегда очень нравилась эта фраза: «Есть чёткое понимание…». Какое чёткое понимание? Есть два варианта. Первый — это зарплатная СМСка, которая приходит тебе на телефон. Второй — она не приходит. И всё. Какое «чёткое понимание»? Понятно, что деньги — это не самое главное в жизни. Просто из этих пустых обещаний в итоге складывается отношение к руководству. К нам приезжает один из руководителей и спрашивает: «Вы чего так плохо играете?». Ответ: «У нас на базе в заборе дырка — КАМАЗ проедет!». Это я к тому, что в клубе всё должно быть гармонично. Начиная от инфраструктуры и заканчивая командой. Или вот пример. Мы приезжаем в Самару. У нас 30 градусов тепла, в Самаре — 10. Понятно, что Краснодар — это юг страны. Но мы выходим на разминку, и у нас нет никакой тёплой одежды — одни маечки. А нет потому, что клуб не может ничего закупить в «Спорт-Стиле», так как перед «Спорт-Стилем» долг! Или после игры говорят: «Майками не меняйтесь, маек нет». Я с кем-то поменялся из ребят команды соперника, заходим в раздевалку и тут как раз это указание. Ну я ему и сказал: «На следующей игре отдаю тебе свои перчатки, играй сам, если майки нет».

КАДЫРОВ СПРАШИВАТЬ НЕ БУДЕТ

Беленов Александр- Александр, ты, как капитан команды, общался не только с тренерами, но и с генеральными директорами команды. Кто-то из них тебе запомнился?
— Было очень приятно иметь дело с Муравьёвым. Да, сейчас у него какие-то проблемы в «Динамо», но пока он был у нас, ничего плохого про него сказать не могу. Я приходил к нему, и спрашивал: «Когда будут деньги?». Он отвечал: «Через неделю». И через неделю деньги были! Как говорили в 90-е, «он отвечал за свой базар». А вот с остальным были проблемы. Иногда доходило до смешного. Например, ночью прошёл дождь, и поле покрылось кочками. Я иду к сотрудникам, которые следят за полем, и прошу: «Мужики, раскатайте поле». Ответ: «Сань, нет денег заправить трактор»! То есть, у нас на втором этаже сидит немерено руководителей, которые каждый день с важным видом приезжают, в пиджачках, галстучках, на хороших машинах, а трактор соляркой заправить не могут! Или лето, жара, дверь в столовую закрыли. Говорят: «Будете ходить только по графику». Как по графику? А воду пить из унитаза, простите? В столовой всегда на столах фрукты были. Ближе к концу моего пребывания и их убрали. Это всё мелочи, но в итоге это всё складывается в один большой плюсик из негатива.

- Когда последний раз был на базе «Кубани»?
— Зимой прошлого года. Знаю, что бассейн уже не работает — закрыли. Я когда пришёл, стоит новый охранник на шлагбауме и мне задаёт вопрос «Ты кто?». Пришлось звонить ребятам в клуб, чтобы меня пропустили. Плохо, что дела в клубе пустили на самотёк, и что этим всем управляют большие непрофессионалы.

- Сможет ли, на твой взгляд, команда подняться из ПФЛ, учитывая то, что в Краснодаре есть другой, более успешный клуб, уже играющий в ПЛ?
— Хотелось бы, чтобы пришёл заинтересованный человек, который бы начал поднимать «Кубань». Краснодарский край — шикарный регион. У нас в Уфе снег растаял в конце апреля! Вот там тяжело играть в футбол. Погодные условия дают о себе знать. А здесь всё создано для футбола. Здесь семечку кинул в землю — она через месяц выросла в дерево! Здесь всё классно — погода, климат. Почему нет? Здесь и край, и город богатый. Здесь порты по побережью огромные. Так что, я думаю, что финансово содержать команду не проблемно. Главное, чтобы пришли люди, которые хотели бы содержать команду.

- Допустим, придёт человек, и скажет: «Я хочу взять «Кубань» у меня есть деньги». Ему отдадут?
— Ну, смотря сколько денег. Если придёт, например, Кадыров и скажет: «Я хочу взять «Кубань», ему что, не отдадут?

- Если придёт Кадыров, он спрашивать не будет. (смех)
— Или тот же Ротенберг скажет: «Я хочу». Никто, мне думается, не посмеет возразить. И вокруг Восточно-Кругликовской перекопают дороги, выроют траншеи, чтобы туда и близко никто не подъехал! Так что это вопрос уровня человека, который захочет взять «Кубань». А так, когда нет хозяина, то, естественно, бардак. У моей бабушки в деревне был частный дом. И после того, когда она умерла, через два месяца после похорон мы приехали к нему. Его чуть ли не весь разобрали! Хозяин должен быть везде и во всём.

- Не могу не задать тебе этот вопрос. Последние полтора сезона в «Кубани», ты отличался крайне нестабильной игрой. К восторгу болельщиков ты тащил на удивление мёртвые мячи, но при этом пропускал абсолютно «детские» и необязательные голы. С чем был связан такой контраст?
— В Ростове был несчастный случай. Я даже не могу назвать это ошибкой. Это просто вот так получилось. И плюс, был у меня провальный месяц — ноябрь 2015 года. У меня была очень непростая семейная ситуация, и я помню, даже после какой-то игры, кажется после «Терека», подошёл к тренеру, и попросил не ставить меня. Говорю, что я не готов. На что мне сказали: «Как тебя не ставить? Ты капитан! Стой всё будет нормально. Ты вселяешь уверенность в наших игроков». Ну а в итоге получилось так, как получилось. А весну того сезона, когда мы вылетели, я считаю, что отыграл прилично. Грубых ошибок того времени я не припомню.

НОМЕР ОДИН

Беленов Александр- Твой железный «номер один» в воротах тебе помогал или, наоборот, мешал? Потому, что есть мнение, что в команде должна быть конкуренция на всех позициях, и на вратарской тоже.
— Ну, видимо, просто не было того, кто был бы сильнее меня. Кто мог бы меня заменить без потери качества игры. Единственное, что могу сказать по этому поводу, не верьте тем, которые говорят, что они любят конкуренцию. Это всё от лукавого. Нет такого футболиста, который отдаст своё место кому-то. Типа, я сегодня не выспался, значит, я слабее. Это бред. Кто говорит, что он любит конкуренцию — это всё ерунда. Естественно, мне было важно знать, что я готовлюсь, и что я после цикла тренировок выйду играть в следующем матче. Что если я вдруг ошибусь, то меня не заменят сразу после первой ошибки. Потому, что в некоторых командах есть такая практика, когда вратарь стоит до ошибки. И от этого, на мой взгляд, появляется только лишняя нервозность у вратарей. Поэтому, уверенность в том, что ты будешь играть, должна быть, но при этом нужно не сбавлять к самому себе требований на тренировках. Понятно, что после ошибки появляются разговоры о том, что «давайте его уберём», «давайте поставим резервного вратаря», но в то же время, этим людям хочется сказать: «Ты приди на базу и посмотри на тренировку команды». Там сразу видно, кто как выкладывается. В игре тебя 5 раз ударят, а на тренировке 50! И на тренировке как раз сразу видно, кто и что из себя представляет.

- Ты сейчас сказал о том, что в некоторых клубах вратари играют до первой ошибки. Но ведь аналогичное было у и нас во второй приход Петреску. Голкиперы играли по 3-4 матча и их меняли. У нас было три вратаря достаточно приличного класса: Юрий Дюпин, Женя Помазан и Женя Фролов. Дмитрий Стажила всё-таки был пониже уровнем…
— Это вы так думаете. А мне кажется, что Стажила по своему уровню выше как минимум двоих из тех, кого вы назвали. Сужу по тому, что я видел на тренировках. Просто всегда должен быть вратарь, который будет твёрдо знать, что он номер один в команде. А второй вратарь должен быть либо молодым, либо понимать, что шансов выйти у него немного. Но при этом всегда должен быть готов выйти на поле в нужную минуту. Когда ты берёшь двух равноценных вратарей, то всегда начинаются какие-то внутренние разногласия. Тренеру за этим следить и сдерживать будет тяжело.

- Александр, а ты по природе «№ 1»? Ты смог бы, например, в МЮ «сидеть» под Давидом Де Хеа?
— Так я и не хочу сидеть! Я хочу играть. После «Кубани» у меня был вариант поехать «посидеть». Мне сказали: «Ты придёшь, будешь конкурировать, но ты же понимаешь, что у нас есть основной голкипер». Поэтому я поехал туда, где мне сказали, что я буду играть. Потому что смысл в том, что я тренируюсь для того, чтобы играть. Тем более что у меня такой возраст — для вратарей самый пик карьеры.

- Но подожди, второй вратарь ведь тоже тренируется для того, чтобы играть!
— Поэтому он и второй вратарь.

- То есть, есть такая природа «вторых вратарей»?
— Нет, просто я думаю, что это на подсознании у человека — готов он или нет.

- Хорошо, что нужно показывать на тренировках тренеру, чтобы стать номером один в команде?
— Уровень определённый должен быть в любом случае. Плюс, когда ты понимаешь, что играешь, ты просто готовишься к игре.

- Можно на тренировках завоевать себе место в составе?
— Я думаю, что надо всё равно ждать, когда «номер один» накосячит в игре. Это такая участь второго вратаря любой команды. Вот, например, человек отучился в институте, но на работу попасть не может. Потому что тот, кто работает на его должности, должен либо уйти на повышение, либо быть уволенным за какие-то косяки.

- Может тогда в бутсу «номеру первому» кнопку подложить? (смех)
— Это байка такая была про Оливера Кана, когда он ещё молодой был. Его поселили к основному вратарю команды. Основной вратарь съехал от него на следующий же день. И говорил потом, что думал, что Кан мне ноги «погрызёт». (смех)

- Если не трудно, попытайся объективно оценить уровень тех вратарей, которые пришли тебе на смену в «Кубань»…
— Мне тяжело оценивать. Помазан — хороший вратарь. Я видел его на тренировках. Он и в «Балтике» сейчас здорово играет. Я думаю, они в новом сезоне в Премьер-Лигу выйдут. Просто тут многое зависит от отношения тренера. Как он видит игру и что он хочет от вратаря. Там довольно много нюансов. Кто-то хочет, чтобы вратарь играл ногами. Но при этом у меня возникает вопрос, а руками он не должен играть?

- Насколько в твоём понимании для вратаря важен его рост?
— Ну, вот, в последнем сезоне у вас первым номером был Юра Дюпин. А разве ему была достойная замена? Поэтому он и был номером один. И рост в данном случае значения не имеет.

- Общеизвестно, что Беленов — один из лучших специалистов в стране по пенальти. Как думаешь, его вызов в сборную России мог бы изменить исход серии одиннадцатиметровых в четвертьфинальном поединке с Хорватией на ЧМ?
— Это всё из разряда «если бы». Тяжело говорить о том, чего не имело место быть. Может быть, я бы вообще ни одного пенальти не поймал за две серии. Этого никто не может знать. Но точно знаю, что был бы счастлив, если был бы вызван в сборную.

- Как так получилось, что ты прожил в Краснодаре 5 лет, а женился не у нас? Ведь многие подтверждают, что именно в Краснодаре самые красивые девушки в стране.
— Но жену то будущую я нашёл себе именно в Краснодаре. Просто решили скромно и спокойно в Уфе расписаться. Естественно, команде я проставился, и потом на те деньги, которые пошли бы на свадьбу, мы зимой поехали на море в свадебное путешествие.

ФУТБОЛ И СУЕВЕРИЯ

Беленов Александр- Насколько ты суеверный человек относительно футбола в целом и игры в частности?
— Не то, чтобы очень суеверный, но есть немного. Ты просто делаешь какие-то наблюдения для себя, а потом стараешься им следовать.

- Женя Фролов рассказывал, что когда он был на просмотре в московском «ЦСКА», и команда ехала на стадион, то один из игроков в определённом месте следования автобуса всегда звонил своей жене, например…
— Звонить точно никому не звоню, а в день игры вообще отключаю телефон. Просто это со временем и с опытом приходит. В день игры стараюсь поменьше общаться и настраиваюсь собственно на саму игру. Не важно, какая игра, какого уровня. Вот у тебя ворота, вот мяч. И ты должен отстоять в игре эти самые ворота. Голова всегда должна быть свежая, а не забитая какими-то приметами.

- Самая дурацкая примета была у Валерия Газаева. Когда он руководил «ЦСКА». Автобус, когда ехал на игру, не должен был ни разу остановиться. Он притормаживал перед светофором за несколько десятков метров, но всё равно ехал!
— У Кучука была такая фишка, что автобус не мог ехать назад! То есть, пока автобус не доехал до стадиона, он не мог сдавать назад. Мы в Ростове как-то не вписывались в поворот, и Кучук говорит водителю: «Не сворачивай!». Тот на него бешенными глазами смотрит: «Как? Ведь я же снесу припаркованные машины!». Нормально в итоге тогда приехали и выиграли 2:0 у «Ростова». Вообще Кучук — очень крутой мужик! Я говорил одному активному фанату, который кричал на Кучука разные гадости, что лет через пять он будет вспоминать Кучука как Бога. Потому что уже тогда началось вот это падение клуба. А прошло буквально 3 года… И давайте сравним, где мы играли при Кучуке и где сейчас. Так что всё познаётся в сравнении. И я считаю, что нужно ценить то хорошее, что ты имеешь на данный момент. Которое было, и я надеюсь, ещё и будет. На мой взгляд, Кучук очень много сделал для «Кубани». Он конечно своеобразный человек, он не очень общительный, он не ходил «на поклон» никогда, ни к кому. Но в команде все стояли за него стеной — это сто процентов. И Кучук всегда стеной стоял за своих игроков. Смотришь иногда в прессе, тренер говорит, что мой игрок ошибся, сыграл неправильно в эпизоде… У Кучука вы бы не услышали такой оценки. А вообще я считаю, что это самое низкое, что может быть у тренера. Потому что если твой игрок ошибся, то значит ты, как тренер, не смог ему объяснить, как надо было правильно действовать на поле. Мне кажется, тренер публично ни в коем случае не должен так говорить о своих игроках. Кучук всегда говорил, что «пацаны, я каждому из вас в глаза могу сказать, в чём он не прав. Но при всех, я всегда вас буду защищать». Он всегда брал ответственность на себя. И за это лично я его всегда уважал. И как человека, и как тренера. Для меня он топ-тренер. Он это в принципе и показал своей работой в «Кубани». Самые высшие достижения у клуба: пятое место, финал кубка — это всё было при нём. Каким бы он не был в глазах фанатов, как он приходил, как уходил… Могу сказать, что то, как выставили его уход, это чистой воды враньё. На самом деле он сидел без контракта, его «динамило» руководство клуба. А из Москвы ему привезли готовый контракт с «Локо». Я думаю, любой адекватный человек понимает, какой выбор бы сделал. Тем более все прекрасно знают репутацию «Кубани» относительно тренеров и длительности их работы. По сути, только Петреску в свой первый приход проработал достаточно долгое время.

- Ну и Калешин…
— Я говорю про тренеров! (смех)

- То есть к Григоряну ты бы не пошёл играть?
— Я к нему и не пошёл. Он меня звал. Кстати, когда команда вылетела, и я приехал после отпуска, то должен был по контракту ещё две недели отработать в ней. В один из дней я встретил в коридоре базы какого-то чудака — тинейджер, моложе меня. И он мне говорит: «Слушай, Сань, зайди ко мне…». А я не могу понять, кто ты и куда к тебе заходить… «Я – директор», — говорит. По-моему, финансовый он тогда сказал. А там, в клубе, столько директоров тогда было. В каждом кабинете по директору. Полный бардак был. И он меня начинает грузить финансовыми терминами. Я всё это выслушал и спрашиваю: «Деньги есть?». Он: «Денег нет». Я говорю: «Ну, тогда я пошёл…». Я могу сказать, что если бы в «Кубани» была реальная цель, к чему идти и понимание, как этого добиться, то можно было горы свернуть! Тут столько классных футболистов было! Козлов, Деальберт, Шандао, Армаш, Лоло, Попов, Рабиу, Ионов, Озбилис, Сиссе, Бальде, Пиццелли, Траоре… Тут просто по составу, по именам возьми — это команда, которая каждый год была бы в пятёрке железно! Если именно была бы цель всё это сохранить. Не продавать и зарабатывать, а именно сохранить.

- Александр, про возможный переход в «Зенит» мы с тобой уже поговорили. Тут болельщики интересуются, насколько реален твой уход в стан наших принципиальных соседей?
— Пока на данный момент это всё байки. Это, в общем, так и есть. Но воду они взбаламутили. Что касается перехода в ФК «Краснодар», то если меня отовсюду выгонят, и у меня не будет варианта трудоустройства, то почему нет? Ведь я хочу играть в футбол. Вот у нас с Армашом был такой разговор. Он рассказывал, как любит «Кубань». Я говорю, что я тоже люблю «Кубань», но если тебя поставят перед фактом ухода из клуба, что ты будешь делать? Он мне отвечал, что такого никогда не будет. Я говорю: «Ну, представь такую ситуацию, что тебя зовёт ФК «Краснодар» и предлагает в 4 раза большую зарплату, чем здесь». Он снова: «Я не пойду!». Сергей Паршивлюк в одном из своих интервью зарекался от перехода в «Анжи. Это было в тот момент, когда «Анжи» был ещё топовой командой. И что? Он приехал в «Анжи» через 3 года. Потому что больше он нигде не нужен… Естественно я понимаю, что если вдруг случится такой переход, то болельщиками «Кубани» это будет тяжело восприниматься. Не многие поймут. Но так категорически сказать, что я никогда не перейду в ФК «Краснодар», я не могу.

Продолжение следует…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Часть II. Главным тренером сборной России должен быть или Бердыев, или иностранец
Часть I. Банкротство главного футбольного клуба — это позор для Краснодарского края


Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии