В 2010 году к выходу книги об искусственном интеллекте
Гарри Каспаров написал для журнала
The New York Review of Books статью о развитии компьютерных программ и их влиянии на индустрию игры.
Превосходство компьютеров в шахматах уже очевидно, эпоха противостояния человека и машины в этой игре позади. Возможно, пора вернуться к целям, которые сделали компьютерные шахматы такими привлекательными для самых светлых умов 20 века. Перед ними стояла задача создать шахматную программу, которая играла бы лучше человека, и сегодня эта задача решена. Но были и другие цели: разработать программу, которая бы играла в шахматы, думая, как человек, возможно, даже училась бы игре так же, как это делают люди. Исследования в этом направлении принесут намного более ценные плоды, чем бесконечное наращивание скорости алгоритмов просчета на все более мощном оборудовании.
Мы променяли инновации и творческий подход на стабильный поток востребованной продукции. Мечты об искусственном интеллекте, который начнет разбираться в древней игре на уровне человека, были забыты. Вместо этого мы каждый год выпускаем новые версии шахматных программ, основанные на все тех же алгоритмах 60-х и 70-х годов, выбирающие лучший ход из миллиона доступных.
В полном соответствии с нашим наполненным технологиями и бедным на инновации современным миром, шахматные программы пошли по пути наращивания мощностей в соответствии с рыночными требованиями. Если алгоритмы перебора уже отлично играют в шахматы, зачем нужно что-то еще? Зачем тратить деньги и время на новые эксперименты и инновационные идеи, если у нас уже есть работающий вариант? Такой подход ужаснет любого достойного своего звания ученого, но, к огромного сожалению, похоже, что он давно стал нормой. Светлые умы увлеклись финансовым, а не настоящим проектированием, что ведет к катастрофическим результатам в обеих сферах.
Возможно, шахматы уже устарели. Сегодня со всех сторон наступает покер, любители видят себя миллионерами, играющими по телевизору в карточную игру, все сложности которой можно описать на одном листе бумаги. Но если шахматы – это игра с полной информацией, в которой обоим игрокам в любой момент доступны все данные, что делает возможным компьютерный просчет – то в покере есть скрытые карты и разные размеры ставок, повышающие роль удачи, блефа и управления рисками.
Кажется, что некоторые из этих аспектов целиком основаны на человеческой психологии и неподвластны компьютерному анализу. Машина может вычислить шансы и вероятности, но что она сделает с оппонентом, который делает крупную ставку без хороших карт? Однако и здесь компьютеры постоянно совершенствуются. Джонатан Шеффер, создатель программы, решившей шашки, перешел в покер, и его цифровые игроки все лучше и лучше сражаются с настоящими соперниками, что, конечно же, представляет реальную угрозу для онлайн-покера.
Многие профессионалы уходят из шахмат в более прибыльный покер, но это не обязательно плохо. Вероятно, людям еще не поздно вспомнить, что риски бывают оправданы и ведут к развитию и поддержанию того уровня жизни, которым мы наслаждаемся сегодня. И если для напоминания о том, что вознаграждения не бывает без риска, нужен покерный суперкомпьютер – пусть так и будет.
http://www.gipsyteam.ru/article/3989...v-igry-chast-1