Виктория Резниченко
"Эпизод первый. Гостили в тренировочном лагере батальона девчонки из кол-центр и поведали много прекрасного. Как после восьми вечера звонят пьяные мужики, готовые хоть сейчас рвать тельняшку на передовой, а на утро забывающие о своём звонке. Как жёнушки надрывными голосами сетуют, что их пусиков плохо кормят и истязают тренировками. Как супер-пупер боги войны, прошедшие все сражения, включая Наполеоновские кампании, свысока расспрашивают об уровне подготовки.
Но больше всего меня поразило, что не проходит и дня, чтобы не обратилась какая-нибудь перепуганная мамаша: "Ой, мой сыночек к вам записался, заполнил анкету... Так вы это - не берите его! Пожалуйста! Он у меня такой хиленький, болезненный! Ему нельзя на войну!"
Думаю, большинство ребят от такой "заботы" готовы сбежать не то что на передок, а хоть к чёрту лысому драить в аду сковородки. А женщины искренне считают, что спасают своего ненаглядного от злобных армейских дядек. Даже сюда приезжают, я под штабом регулярно наблюдаю нервозных дамочек в гражданском. Не так давно за одним добровольцем приехала мама и просто забрала домой. Добровольцем, карл, который пришёл по своей воле. Который, на минуточку, не 18-летний пацан, а вполне взрослый дядька 26-ти лет. Когда моему супругу было столько же, он уже был отцом двоих детей. Мамочка забрала, тьху ты!
Эпизод второй. Вчера в ленте увидела запись одного френда, где он в шутливой форме сообщает, что получил повестку. И что вы думаете, там в комментариях? Нет, не пожелания удачи, не советы, где лучше покупать берцы, не контакты волонтёров, не "чем тебе помочь?", и даже не "держись, братан!". Там целый хор плакальщиц со слёзными "сочувствую!", "какой кошмар!", "ну не расстраивайся, может тебя ещё не возьмут, может, не пройдёшь медкомиссию". У меня глаза на лоб полезли.
При этом сам "виновник торжества" отнёсся к происходящему более чем адекватно и с юмором. Некоторые ребята совсем не против служить, но им нужен волшебный пендюль. Потому что сложно просто взять и отказаться от любимой работы, привычного быта, общения с семьёй и друзьями. И это нормально. А ведь перепуганные френдессы даже не поинтересовались: ты сам-то хочешь в армию или как?
У меня только один вопрос: когда это закончится? Когда в головах у людей что-то сдвинется с мёртвой точки? Больше года длится война, война за свою, не чью-то землю, и будет продолжатся ещё дольше. Тысячи людей прошли через фронт, сотни фотографий, десятки фильмов и телепередач. Добровольцы, военные и волонтёры уже плотно вписаны в героический пантеон Украины, наравне с княжескими дружинами и козаками. Повестка сегодня - это не "кедь ми прийшла карта".
Я не буду рассуждать на тему пресловутого нытья "мужики перевелись" от женщин, которые сами взращивают изнеженных задохликов. Не хочу нагонять пафоса словами "патриотизм", "гражданская позиция" и "историческое мышление". Даже не буду пугать участью донецких и луганских женщин, которые так же считали, что это всё их не касается, а теперь побираются по городам и весям с детьми, стариками и клетчатыми сумками.
Я хочу понять одно: почему, пока корабли бороздят и на Марсе жить собираются, в наших семьях до сих пор у человека нет права выбора, банальной свободы воли? Ведь, заметьте, воля эта душится, в основном, не государством, не ментами, не общественной моралью. Она погибает ещё в зародыше на детских площадках и хоронится окончательно в ЗАГСах. Нашим воинам, и мужчинам и женщинам, нужен крепкий, поддерживающий тыл. Откуда не хочется сбежать на войну, а куда хочется вернуться с войны."