Башлачев Александр - Случай в Сибири
[MEDIA="https://www.youtube.com/watch?v=_LAQwrWob7k"]https://www.youtube.com/watch?v=_LAQwrWob7k[/MEDIA]
Комментарий Захара Прилепина
Башлачёв первым попытался привить русскому рок-н-роллу чувство национального родства. Едва ли я ошибусь, если скажу, что на тот момент — в 1984-86 гг — в сотнях песен русских рок-н-рольщиков вообще не встречалось слово "Русь", "русский", фольклорные мотивы, былинные формы. Всё перечисленное появилось впервые у Башлачёва, и в этом смысле (хотя не только в этом) он безусловно опередил время.
Открыть / закрыть содержимое
Башлачёвское влияние можно отследить в таких разнородных фигурах как Летов или Цой.
Через несколько лет после башлачёвской смерти появился "Русский альбом" Гребенщикова (и он сам выводит его из башлачёвских песен; хотя для Башлачёва эта линия была куда более органичной: это и сам БГ понимает). Одновременно случился "русский переворот" в песнях Ревякина, следом вышел "Шабаш" Кинчева, появились удивительные песни Инны Желанной...
Когда я говорю о "патриотизме" Башлачёва — я имею в виду то самое зрение и тот самый удивительный слух всякого большого художника, что позволяют ему слышать и постигать речь, растворяться в народе, быть его наследником и подмастерьем, слышать биение кровотока в земле.
Но если вы не про метафизическое, а про социальное...
Что ж, и про социальное Башлачёв тоже ответил сам, заранее, в песне "Случай в Сибири".
Помните, он там, согласно сюжету, сидит с одним то ли собутыльником, то ли собеседником, и тот затирает Башлачёву о том, что Сибирь — глушь, а настоящая жизнь в столицах (пора валить, в общем).
Башлачёв, уставший от этого тошнотворного разговора, поёт ему свою песню, а тот в ответ (цитируем песню Башлачёва) хвалит его:
"Ловко врезал ты по ихней красной дате".
Ну, то есть, по "советскому", или, как сегодня говорят (но как никогда бы не сказал сам Башлачёв) по "совку".
Башлачёв реагирует так:
"Я сел, белее чем снега. Я сразу онемел как мел.
Мне было стыдно, что я пел. За то, что он так понял.
Что смог дорисовать рога он на моей иконе".
Башлачёвская икона — это, конечно же, не "советское" (которое его и мучило, и тяготило своим позднезастойным ханжеством), - а Родина как таковая.
И дальше Башлачёв снова цитирует своего собеседника.
"Как трудно нам — тебе и мне, - шептал он,
- жить в такой стране и при социализме.
Он истину топил в говне, за клизмой ставил клизму.
Тяжёлым запахом дыша, меня кусала злая вша.
Чужая тыловая вша. Стучало сердце. Звон в ушах".
Знакомый нам человеческий тип, не правда ли? Мы к нему в 2016 году никак не можем привыкнуть, а Башлачёв его описал в 1984-м. Не загадка ли: откуда ж он знал? Откуда он так всё понял, не пережив ни 91-й, ни 93-й?
Что ответил Башлачёв своему собеседнику в той песне, которую мы цитируем:
"Не говорил ему за строй. Ведь сам я - не в строю.
Да строй - не строй. Ты только строй.
А не умеешь строить - пой. А не поешь - тогда не плюй.
Я - не герой. Ты - не слепой. Возьми страну свою".
Именно это Башлачёв завещал всем нам за пять лет до распада страны: не умеешь петь — не плюй, возьми — то есть, прими, пойми, полюби — свою страну.