Открыть / закрыть содержимое
Очевидно, что в условиях растущего предложения и все большего изобилия эффективность российского экспорта зерна снижается.
Это заставит компании-зернотрейдеры сбрасывать цены, а государство – субсидировать железнодорожные перевозки.
Таким образом, не может быть никаких сомнений в том, что сегодня настоятельно необходимо создавать биотехнологические установки для переработки излишков сельскохозяйственных культур.
Как показывает мировой опыт, зерно представляет собой ценнейший ресурс химических и биологических компонентов с высокой добавленной стоимостью.
Прежде всего, речь идет о производстве крахмала, глюкозы, сиропов, подсластителей, витаминов, кормовых добавок и биологического топлива.
Все эти продукты пользуются повышенным спросом в пищевой, сельскохозяйственной и индустриальной сферах.
Что особенно важно, сегмент биотехнологий обладает колоссальным потенциалом для дальнейшего роста.
По оценкам экспертов, объем мирового рынка биотехнологий вырастет к 2020 году до 60 миллиардов долларов в год.
Еще в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия в Европе и США перепроизводство зерна было довольно типичным явлением.
Хронический профицит привел сельскохозяйственные компании к идее, что освоение передовых методов обработки зерна является более эффективным путем, поскольку объем производства
биологических продуктов может контролироваться с большой точностью, а кроме того, эту продукцию можно продавать по более высокой цене.
Для сравнения можно привести следующие цифры: одна тонна зерна может быть продана приблизительно за 160 долларов, в то время как тонна биотоплива стоит около 375 долларов. Разница очевидна.
Именно этим объясняется стремление многих стран в наши дни развивать биотехнологии.
Сегодня, в условиях глобального профицита и затоваривания сельскохозяйственной продукции, многие страны активно развивают такие технологии.
Например, наряду с такими мировыми лидерами по производству биодизельного топлива, или биодизеля, как Соединенные Штаты Америки и Германия,
больших успехов достигли и некоторые развивающиеся страны, такие как Бразилия, Индонезия и Аргентина.
Или, например, США и некоторые страны ЕС занимают верхние строчки рейтинга лидеров по производству подсластителей наряду с растущим Китаем, причем этот сладкий продукт пользуется все большим спросом в большинстве стран мира.
Что касается России, для нее участие в мировых биотехнологических тенденциях играет поистине стратегическую роль.
Например, отечественное животноводство в последние десятилетия испытывает критическую зависимость от импортных кормовых добавок.
По данным базы статистических данных ООН по торговле товарами (Comtrade), в 2016 году импорт аминокислот, используемых в различных кормах для животных, вырос вдвое по сравнению с 2010 годом.
А в контексте девальвации рубля, покупка различных компонентов из-за рубежа приводит к повышению цен на отечественные мясные продукты.
Поэтому импортозамещение в этом сегменте может позволить снизить затраты и стимулировать потребительский спрос.
Итак, можно уверенно утверждать, что важность внедрения биотехнологий для России трудно переоценить.
Президент Владимир Путин, выступая в июле 2017 года, поставил биотехнологии в один ряд с искусственным интеллектом и цифровыми технологиями.
С одной стороны, биотехнология является эффективным инструментом против перепроизводства и падения цен на зерно на мировом рынке, а с другой стороны, такие технологии могут способствовать развитию различных отраслей промышленности.