
16.01.2018, 10:25
|
 |
41*50*47*171000
|
|
|
|
Продолжение.
 |
Цитата: |
 |
|
|
|
|
|
|
|
Перевооружение: новая боеспособность и импульс умной экономике
Следующая мощная волна госинвестиций была запущена, как только хозяйство страны более или менее оправилось от кризиса. Речь идет о программе перевооружения армии. Стоившая кресла министру финансов Алексею Кудрину, сопротивлявшемуся масштабному росту военных расходов, циклопическая госпрограмма вооружений на 2011–2020 годы имела общую смету в 20 трлн рублей. В том числе в первые пять лет программы планировалось потратить на закупку вооружений и НИОКР 5,5 трлн рублей. Точная цифра фактических расходов неизвестна, но она близка к плановой.
Результат этого решения не только кардинальный рост боевых возможностей наших Вооруженных сил (после двадцати лет топтания на месте, а кое-где и откровенной деградации), но и колоссальный импульс для развития отечественного производственного потенциала оборонного и двойного назначения.
Ожили и перевооружились тысячи предприятий, КБ, научно-исследовательских и проектных институтов. Сгенерирован серьезный спрос на прикладные научно-технические разработки, передовые ИТ-продукты и решения, новые материалы. Но сейчас эта волна иссякает: новая госпрограмма вооружений на 2018–2027 годы существенно скромнее действующей — многое уже модернизировали, страна уточнила и сфокусировала свои оборонные приоритеты, усилились бюджетные ограничения. Президент поставил перед ОПК жесткие задачи по диверсификации и конверсии. |
|
 |
|
 |
|
 |
Цитата: |
 |
|
|
|
|
|
|
|
Химера цифровизации и реальные альтернативы
Сегодня все инвестиционные драйверы, к запуску которых было так или иначе причастно государство, либо исчерпаны, либо несопоставимы по мощности и мультипликативным эффектам с прошлыми. Вся модернизационная программа обустройства Крыма, включая идущее полным ходом строительство уникального транспортного перехода на полуостров (подробнее см. «Мост воссоединения», стр. 60), тянет примерно на полтора десятка миллиардов долларов, а этого недостаточно для получения значимых макроэффектов.
Сегодня нужна новая волна. И, казалось бы, правительство нащупало нерв развития и внушила президенту идею: нашу экономику перевернет цифровизация. Была оперативно сверстана и утверждена соответствующая госпрограмма, не обеспеченная, правда, никаким финансированием и загадочным образом в своих целевых приоритетах вообще обошедшая цифровизацию промышленности (подробнее см. «Цифровая реальность», «Эксперт» № 29 за 2017 год).
Цифровизация, бесспорно, модная тема. Но это псевдорешение. Это решение на тему как делать, но не что делать. Как делать — вопрос вторичный. Сегодня ни одно производство, ни один процесс не обходятся без того или иного участия, хотя бы опосредованного, информационно-коммуникационных инструментов и технологий.
А вот что мы — страна — будем делать? Есть ли у нас общенациональный не культурный, не идеологический, а вполне себе хозяйственный проект, только реализуя который можно повысить производительность труда в 1,8 раза (или даже существенно больше) и создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (или даже существенно больше)?
Более или менее очевидный кандидат на роль нацпроекта — обустройство российских городов и поселений. Модернизация ЖКХ, утилизация мусора, обычная и ливневая канализация и тысячи других «мелочей», не осуществив которые мы не сделаем нашу повседневную жизнь достойной граждан великой страны, как бы эта жизнь ни была напичкана всевозможной «цифрой».
Примыкает к первому второй глобальный проект — дорожный: кардинальная модернизация федеральных автотрасс и строительство трех ключевых высокоскоростных железнодорожных магистралей от Москвы — на Санкт-Петербург, на Адлер и на Екатеринбург через Казань.
Оба проекта потребуют триллионных инвестиций, они рассчитаны на годы и имеют — особенно жилищно-коммунальный — колоссальные мультипликаторы. Но вот заминка: в отличие от перепробованных инвестиционных волн, модернизировать ЖКХ по решениям сверху из федерального центра невозможно. В силу имманентной географической распределенности и гигантского количества акторов задача модернизации ЖКХ в принципе не решается в рамках действующей финансовой системы и парадигмы денежной политики. |
|
 |
|
 |
|
__________________
Лежу разорванный на части, пришлите ниток и швею!
|