САУЛ АЛИНСКИЙ: НАУКА О РЕВОЛЮЦИИ
Когда речь заходит о ненасильственном сопротивлении, его стратегии и тактике, то у большинства возникает ассоциация с Махатмой Ганди
и Джином Шарпом, либо всплывают пропагандистские штампы о «цветных» и иных революциях
Революция! С чего начинать?
Первый шаг на революционном поприще - анализ и признание реального положения дел в системе.
Выделение слабых и сильных сторон как своих, так и противника.
Важное условие для начала перемен - подготовка общественного сознания, поскольку «любым революционным изменениям должны предшествовать пассивные, позитивные, не вызывающие негативного отношения в массах шаги.
Люди должны чувствовать разочарование в существующей системе, чтобы они не жалели о ее развале, а стремились к построению будущего».
После воздействия на эмоциональное состояние, необходимо вызывать постоянное недовольство и разочарование текущим положением дел и чем чаще, тем лучше.
Подобные манипуляции приводят «если не к активному участию широких масс в переменах, то по крайней мере, пассивно-позитивному отношению к ним».
Алинский определяет власть, «как генератор жизни, главный источник функционирования которого являются деньги и люди».
Цель оправдывает средства? Революционная этика
Алинский уделяет значительное внимание вечному вопросу о соотношении целей и средств.
По его мнению, сама постановка вопроса «Оправдывает ли цель средства?» - бессмысленна. Отвечать нужно искать на иной вопрос:
«Оправдывает ли конкретная цель конкретное средство?».
В ответе на этот вопрос были сформулированы правила этики средств и целей:
Чем сильнее человек лично заинтересован в решении проблемы, тем меньше он беспокоится об этике «целей и средств»;
Всякое суждение зависит от политической позиции судьи;
На войне цель оправдывает практически все средства;
Приговор должен быть вынесен во временном контексте произошедшего события, а не в какой-либо другой выгодный момент;
Интерес к проблеме этики возрастает по мере увеличения доступных средств и наоборот;
Чем ничтожнее достигаемая цель, тем больше усилий предпринимается для этического обоснования средств ее достижения;
Обычно успех либо провал в деле определяет его этическую оценку;
Моральная оценка средств зависит от того, используют их во время приближения неминуемого поражения или неминуемой победы;
Эффективное средство противник автоматически оценивает, как неэтичное;
Делай свою работу любыми доступными средствами и облачай их в «моральную оболочку»;
Цели должны выражать общими фразами и лозунгами.
13 правил политической борьбы
Политическая борьба, не имеющая выстроенной тактики и стратегии действий, обречена на провал.
Тактика означает «делать то, что вы можете, исходя из имеющихся у вас ресурсов».
Ключевой вопрос политики - власть, ее достижение и удержание.
Следовательно, главная задача тактики - каким образом неимущие могут отобрать власть у истеблишмента.
Алинскому удалось, опираясь на исторический и личный опыт, выделить основополагающие принципы тактики, применяемой в борьбе за власть:
Правило 1. Власть не только то, чем вы обладаете, но и то, что враг думает, что у вас есть.
Правило 2. Никогда не выходите за рамки опыта ваших людей.
Правило 3. Максимально возможно выходите за рамки вашего противника.
Правило 4. Заставь противника играть по своим правилам.
Правило 5. Насмешка - мощнейшее оружее, которое невозможно контратаковать.
Правило 6. Хорошая тактика приносит наслаждение вашим людям.
Правило 7. Долгосрочная тактика становится обузой.
Правило 8. Держать соперника в напряжении, оказывать постоянное давление, проводить различные акции, приближаясь к намеренной цели.
Правило 9. Обычно, угроза более эффективна, чем её приведение в жизнь.
Правило 10. Предпосылкой успешной тактики служит развитие тех акций, которые поддерживают постоянное давление на оппонента.
Правило 11. Слишком много негатива к противнику может привести к обратным результатам. Публика всегда симпатизирует обиженным.
Правило 12. Цена успешной атаки - появление конструктивной альтернативы.
Правило 13. Выберите цель, заморозьте и поляризуйте её.