 |
Цитата: |
 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из перечисленных персонажей лишь один недооценен, остальные переоценены.
Молодой Спиноза бесстрашно и открыто изложил свои разногласия. Он заявил, что законы Торы не являются истиной, превосходящей естественное право, что Моисей не был автором Торы, что Адам не был первым человеком на Земле, что душа не бессмертна и умирает вместе с телом и, что было самым нетерпимым, Бог существует не как реальное существо, а лишь как философская категория.
Касаясь вопроса об «избранности» евреев, Спиноза пишет: «Я не стану спорить с теми, кто утверждает, что евреи по той или иной причине временно или навечно избраны Богом, – в том случае, если здесь речь идет о территории обитания и физических особенностях, поскольку именно таким образом возможно отличить одну нацию от другой. Однако, что касается интеллектуальных и нравственных качеств, - все народы находятся на одном уровне и Бог в этом смысле не предпочел одного народа другому».
«В настоящее время не существует абсолютно ничего, на что у евреев есть право приписать себе, как не существовавшее у других народов», - писал Спиноза.
В «Этике» Спиноза сформулировал свою концепцию Бога. «Под Богом я понимаю существо, абсолютно бесконечное, состоящее из бесконечного числа проявлений, каждое из которых выражает вечную и бесконечную сущность<..>Познание Бога приносит свободу от страха, принятие своей судьбы, истинное счастье».
Бог Спинозы – антитеза антропоморфному теологическому Богу, занимающемуся делами людей.
Спиноза считал, что существует значительное различие между внешними проявлением вещей и реальностью, что доступное людям ощущение мира маскирует сильно отличающуюся фундаментальную реальность.
В обычной жизни поступки людей стимулируются чувствами и ощущениями, а не истинной сущностью вещей. Опыт жизни вводит людей в заблуждение. Он представляет собой как бы пересекающиеся нити, каждая из которых, понятая отдельно, имеет смысл, но воспринимается, как беспорядочная смесь без ритма и смысла.
В то же время Спиноза верил в силу освобожденного от предрассудков человеческого разума в постижении фундаментальной реальности. Он считал, что опыт логического и рационального мышления позволяет очистить поток чувств и ощущений и видеть смысл во всем конгломерате вещей и событий, присоединиться к тому, что он называл вечностью и бесконечностью.
Человеческий разум является частью бесконечного интеллекта Бога, обладает властью над эмоциями и менее подвержен им, если он понимает все вещи как необходимые и происходящие в результате бесконечной цепи причин. Природа не направлена к цели, которую мы зовем Богом или Природой, а действует из той же необходимости, по которой существует Бог или Природа.
Ecce homo! Честный и бесстрашный, не прятавшийся за спину кагала, а противопоставивший себя ему!
|
|
 |
|
 |
|
Очень смелые для семнадцатого века заявления... 
Но далеко не все-бесспорные : немало таких,которые бездоказательны и могут быть или приняты на Веру,или нет...
__________________
Вот и год сменился-форточка закрыта,
И всё те же люди снова у корыта... 
На ГМ ,как прежде- всё мечтают люди:
"Вот приедет барин-барин нас рассудит"...
|