Продолжение...
Несколько лет назад, когда Константин Григоришин поставил на "Зарю" свое руководство, его люди объездили полмира и заключили контракты на поставку турбин. Потом олигарха вытеснили, но завод до сих пор отрабатывает его последние контракты. С тех пор ничего особенно не делается – как говорят николаевцы, сознательно, чтобы сбить цену до минимума.
А вот бывший военный порт возле завода "Океан" – наоборот, готовят к концессии. Технология принципиально другая. Если для приватизации нужно сбить стоимость объекта до нуля, то для концессии важно показать наличие хорошего инвестора. Вот, посмотрите, покажет на него условный Омелян – какой хороший человек! Обеспечил порт заказами, перевалку зерна – пожалуйста. Своего человека поставил один из распорядителей города, сейчас народный депутат.
Этому управляющему отдадут порт. Он будет зарабатывать с порта, часть денег отдавать государству, часть пропускать по бухгалтерии как "инвестиции" и потом уже выводить. Накопив таких "инвестиций" примерно на половину стоимости порта, "инвестор" напомнит - по закону, он имеет право приватизировать порт. На этом, собственно, и все. Если обычная приватизация – это грабеж, то концессия – это приватизация за деньги государства. Почувствуйте разницу.
Портов в Николаеве, в целом, очень много. Технически, все побережье города – один большой порт. Грузят все, что хотят. В основном, зерно. Иногда, судя по срачу в интернете, топливо. Контейнерами здесь не занимаются.
На фоне других выделяется "Ника-Терра". Когда-то этот порт построил один местный бизнесмен. Сам продумал, пробил разрешения, подвел железнодорожную ветку, стал зарабатывать. Но потом к нему пришли кровавые мальчики от Януковича и отобрали порт. По деньгам вернули жалкие проценты, зато сохранили жизнь – и на том спасибо. Потом "Ника-Терра" попала в орбиту Фирташа.
Сегодня это монстр, из ворот которого, как волосы из головы, торчат железнодорожные ветки. Когда-то грузили калийные удобрения из Беларуси, сегодня преимущественно зерно. Элеваторы, краны, причалы, люди. Колосится.
Пожалуй, это вектор будущего развития Николаева. Вокруг города – многочисленные агрохолдинги и фермеры, которые выращивают зерно. Со всей Украины они свозят зерно в порты, чтобы отгрузить сразу в суда или складировать в элеваторы.
"Нибулон" владеет собственным речным транспортом. Владельца компании Алексея Вадатурского буквально спас Евромайдан. Говорят, старика уже вынимали из петли - так его отжимал экс-министр АПК Николай Присяжнюк, друг страшно сказать кого. Сегодня баржи "Нибулона" бодро шастают по опустевшему Днепру, переваливают зерно на в акватории Николаева и в целом олицетворяют. Особенно символично, что они владеют землей на территории Черноморского судостроительного, распиленного на металлолом.
Надеяться на возрождение судостроения не нужно. Эта отрасль в Украине умерла. Думаю, даже Новинский с удовольствием бы строил суда, но для этого нужны заказы, нужен особый режим налогообложения, нужно пятое и десятое. А пока что - режем на металлолом. Деды умирают. Чертежи читать некому.
Какая судьба постигнет Николаевский глиноземный – трудно сказать. Еще во времена Кучмы, завод купил "РУСАЛ". По инвестобязательствам, русский холдинг должен был построить завод по выплавке алюминия в районе Харькова. Понятное дело, ничего не построил. Подозреваю, что "РУСАЛ" купил НГЗ только для того, чтобы придушить ненужного конкурента.
Еще до санкций, русалцы и русалки разогнали новость о том, что завод переписали на Glencore – швейцарского трейдера, который был акционером "РУСАЛа". Но по факту, это была обманка. Glencore считался владельцем НГЗ лишь номинально – просто как совладелец русского холдинга. Но едва запахло жареным в виде санкций Трампа – отказался от всех обязательств, и теперь будущее Николаевского глиноземного – под огромным знаком вопроса.
От всего города веет унылой плесневеющей безнадегой. Если Припять – это постапокалипсис, то Николаев – это предапокалипсис. Хотите порцию отчаяния и неверия? Садитесь в пародию на "Интерсити" до Херсона и успейте выпрыгнуть во время трехминутной остановки. Вы не ошиблись – это областной центр и в прошлом почти город-миллионник. Смелее.
Из пригородов, можете съездить в Южно-Украинск. Там атомная электростанция стоит. Ее "пилят" по-своему, на манер "Зари". Еще одна история успеха.
На удивление, в городе и области много интернет-СМИ. Находят, о чем писать. Иногда видят какой-то позитив, но в целом больше напоминают стаи трупоедов. Любят писать, как кто-то умер или кого-то убили. "Знаменитая" Врадиевка и ей подобные – любимая информационная плоть таких СМИ. И еще модной стала "борьба с коррупцией" – но это всеукраинское увлечение, все любят понаблюдать за соседями. В то же время, упрекнуть николаевские сайты не в чем. Какой город, такие и СМИ.
Справедливости ради, в происходящем есть некая правильность. Глобализация продолжается, и население постепенно стягивается в города-мегаполисы. В Украине к таким относятся Киев, Одесса, Днепро-Запорожье и Харьков. Львов – больше исторически, для мегаполиса, конечно, недостаточная критическая масса. Но я уверен, что Николаев все еще можно оживить. Было бы желание. Глобализация – не приговор. Важно выбрать модель и воплотить ее.
Но кто будет заниматься реанимацией? Савченко? Порошенко? Фирташ? Совершенно точно, возрождение произойдет не в ближайшие год-два. Людям, которые хотели бы вдохнуть жизнь в дряхлеющее тело промышленного центра, сделать это не позволит сама система. Смерти Николаева терпеливо ждут гиены и грифы из разных партий и сословий. Они не позволят романтичному и глупому Айболиту вколоть больному городу витамины и антибиотики.
А там посмотрим. Может быть, для возрождения придется умереть. После чего на месте старого Николаева вырастет нечто новое.
https://www.facebook.com/anserua/posts/2343864138963876