 |
Цитата: |
 |
|
|
 |
Сообщение от Giallo-Verde  |
 |
|
|
|
|
|
|
В России при Путине стало на 20% меньше школьников
|
|
 |
|
 |
|
Тут более подробнее...
Учеников стало на 20% меньше, а денег школе требуется на 40% больше
Опубликован доклад правительства о реализации государственной̆ политики сфере образования Нас до сих пор накрывают последствия случившегося 27 лет назад развала СССР, спровоцировавшего нищету, депрессии, неверие в завтрашний день. Последствия эти социологи называют демографической ямой.
Мы начали потихонечку выбираться из этой ямы лет семь-восемь назад. Отсюда и тысячные очереди в детсады, а теперь и штурм первых классов школ.
Да, волна прироста малышей, наконец, добралась до средней школы. И это, конечно, хорошо.
Но в общем ситуация в последние годы складывалась непростая. В опубликованном докладе правительства Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной̆ политики в сфере образования приводятся такие цифры.
За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7%. "Демографическая яма" с уровня общего образования перемещается на уровень профессионального (среднего профессионального и высшего) образования.
За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7%. "Демографическая яма" с уровня общего образования перемещается на уровень профессионального (среднего профессионального и высшего) образования.
Так, прогнозная численность студентов вузов в 2018/2019 учебном году может составить около 4,3 млн. человек, снизившись более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 млн. человек).
При этом мест в детсадах не хватает.
Цитата: «Насущной остается задача обеспечения стопроцентной̆ доступности дошкольного образования, главным образом для детей̆ до 3 лет, включая создание в ряде регионов страны необходимых дополнительных мест в детских садах и развития альтернативных форм дошкольного образования».
Школ тоже не хватает. В 18,6% средних образовательных учреждениях дети учатся в две, а иногда и в три смены.
Цитата: «Необходимо строить новые школы и реконструировать имеющиеся, что в конечном итоге должно обеспечить проведение учебных занятий в первую смену во всех общеобразовательных организациях».
При этом для каждого уровня образования сформировались собственные и очень серьезные проблемы. Начну «с низу».
Детские сады
Это сейчас у нас много малышей детсадовского возраста. И страна, напрягая жилы, строит детсады, реконструирует старые помещения. В некоторых наиболее продвинутых регионах развивают частные детские садики. Но все равно удалось более-менее обеспечить местами в детсадах лишь детей от 3 лет. На сегодня их очередь по стране не превышает 50-70 тысяч человек (не сравнить с тем, что было раньше). А как быть с малышами младше трёх лет? Далеко не всегда мама может сидеть дома, пока ребёнку не исполнится три года. Нужны ясли. А их практически нет – вся система дошкольного образования была перестроена на обеспечение местами от 3 лет.
Мало того, сейчас и подходы к детям в садиках должны быть другие. Детсады признаны уровнем образования. И от того, как детей развивают в дошкольном возрасте, какие навыки и умения у них воспитают, во многом зависит то, как они будут учиться в школе, как сложится их взрослая жизнь. А это значит, что нужно готовить новых воспитателей, переучивать тех, кто сейчас работает. Платить им больше – просто потому что у них должна быть более высокая квалификация. Сейчас большинство воспитателей имеют среднее специальное образование – они окончили педагогические колледжи. В Финляндии же, например, группы ведут выпускники вузов.
Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ недавно подсчитал: сейчас у нас в стране около 13 миллионов малышей от 1 до 6 лет. К 2030 году будет существенно меньше – около 9 миллионов (снова вернется демографическая яма). При этом потребность в воспитателях будет расти примерно на 25,2% к 2024 году. Это связано с тем, что современное развитие страны предполагает бОльший охват малышей дошкольным образованием. Ребенок должен быть подготовлен к учебе в школе.
При этом, по подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование дошкольного образования в 2017 году составило примерно 33,5%.
Школа
В 2021 году у нас будет максимальное количество школьников – около 16 миллионов. Потом их число станет снова падать. Сейчас в регионах спешно строятся новые школы. Задача - к концу нынешнего десятилетия ликвидировать третью смену, а к 2024 – вторую. Масштаб задачи я бы сравнил со строительством ДнепроГЭС в 20-х годах прошлого века. Нужно ввести в строй больше 6 миллионов новых учебных мест.
Но строительство «коробок» не решает проблему. Нужны новые учителя.
- Если мы хотим сохранить нынешнее число учащихся на одного учителя (на уровне 14 человек), потребность в учителях возрастет на 20%, - рассказывает директор Центра Татьяна Клячко. - Причем в ближайшие три-пять лет.
А каким образом привести в школы новых педагогов? По оценкам специалистов, недавний эффект от повышения зарплат учителям и их стабильные выплаты уже не работает. Сравнение опросов молодых учителей в 2016 и в 2017 году показало: существенно меньше выпускников педвузов считают, что работа в школе привлекает их стабильностью. Зато больше стало тех, кто считает, что профессия вообще не привлекательна для молодежи.
При этом ресурса, чтобы снова существенно поднять зарплату учителей, повысить их социальный статус, нет.
По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование общего образования в 2017 году составило примерно 39,4%.
Колледжи
Здесь ситуация стала кардинально меняться в последние три-четыре года. В колледжи повалили студенты.
Причин несколько. С одной стороны, появились средние профессиональные учебные заведения, где установлено современное оборудование, выпускники сразу же после получения диплома идут работать, причем за хорошую зарплату. С другой стороны, в колледжи стали «убегать» от ЕГЭ. Это такая лазейка, которая была заложена лет десять назад для того, чтобы привлечь учащихся в колледжи. И вот теперь она превратилась в широкие ворота. С третьей, в колледжах вводят прикладной бакалавриат, который позволяет получать диплом о высшем образовании не выходя из стен учреждения СПО.
Выпускники колледжей не сдают ЕГЭ и могут по профильной специальности поступать в вуз на второй курс. Круто! (Не случайно сейчас идут серьезные обсуждения введения ЕГЭ и для выпускников колледжей).
В общем, факт такой – если в 2013 году в колледжах на первый курс поступало около 600 тысяч человек, то в 2016 - уже почти 900 тысяч.
В принципе, за что боролись, то и получили. Если в 2000-х годах даже не слишком хорошо учившийся в школе народ колледжи и техникумы обходил стороной, то теперь очереди стоят. Стране нужен квалифицированный рабочий класс. Но чтобы его подготовить, нужны современные учебные лаборатории, сильные мастера. А их не хватает.
По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование среднего профессионального образования в 2017 году составило примерно 50%.
Продолжение следует...