
Условная победоносность: учения Sea Breeze 2018 все больше скатываются в показуху
Идущие на Украине международные учения Sea Breeze все больше скатываются в показуху. Однако это обстоятельство не должно обманывать наблюдателей из России.
Страна условностей
Украина, как известно, является страной условностей. Имея условную субъектность, она условно наращивает у себя демократию, условно добивается невиданного экономического роста и столь же условно движется в ЕС и НАТО наикратчайшим путем, набивая шишки при прыжках через совсем не условные барьеры. При этом каждая такая травма неизменно объявляется Киевом условной перемогой.
Не меньше условных достижений числится и на «боевом счету» Вооруженных сил Украины, а особенно у такой условно существующей части ВСУ, как Военно-морские силы Украины. Здесь, куда ни ткнешь пальцем, обязательно вляпаешься в какую-нибудь викторию. Условную, разумеется.
Заглянем, например, в недавно опубликованное одесским порталом «Думская.net» интервью с командиром флагманского корабля ВМСУ фрегата «Гетман Сагайдачный». Начинается оно очень показательно:
«Видання Думская взяло інтерв’ю у нового командира корабля — капітану третього ранку Олексія Корецького, що подаємо мовою оригіналу».
Вы думаете, что главный человек на борту главного украинского «дредноута», пришвартованного к государству, всячески педалирующему мысль об исключительности статусе украинского языка, решил блеснуть знанием мовы? Таки вы ошибаетесь. Кап-три
Алексей Корецкий предпочел общаться исключительно на русском. Словом, зрадник какой-то, а не командир флагмана!
Дальше — веселее. На вопрос о том, кто в марте 2014 года на фрегате принял решение не возвращаться в Севастополь, а идти в Одессу, Корецкий ответил так:
«У нас не было такого, что кто-то хочет в Одессу, а кто-то не хочет. Экипаж на тот момент был оплотом Украины, таким, какой он есть и сейчас…»
А затем вдруг добавляет:
«Сейчас экипаж состоит только из тех, кому служба на корабле нравится, все остальные уволились».
То есть «оплот Украины» на деле оказался не таким уж и «оплотом». Поскольку кап-три из скромности умолчал о подробностях, мы дополним слова Алексея Корецкого.
На деле практически сразу после прихода фрегата в Одессу из экипажа «Сагайдачного», насчитывающего на тот момент 211 человека, дезертировали 28. В последующие недели и месяцы дезертирство продолжилось, пойдя на убыль лишь в начале 2015 года. При этом сам командир «Сагайдачного» кап-два Роман Пятницкий, собственно, и принявший решение идти не в Севастополь, а в Одессу, в мае 2014 года списался с корабля и, по слухам, махнул… в Крым к родителям.
Все хорошо, прекрасная маркиза
Последующие вопросы-ответы в интервью тоже вызывают улыбку.
«Думская»: «Несколько лет назад была хорошая идея оснащения кухни фрегата новым современным оборудованием. Его закупили, но, к сожалению, не установили. Был ли решен этот вопрос?»
Корецкий: «Увы, новое оборудование на кухне не установлено, но мы провели модернизацию старого!»
Перевод ФАН: «Новое оборудование ушло «налево», но я вам про это не скажу».
«Думская»: «Часто ли вы выходите в море на учебу?»
Корецкий: «Обучение у причальной стенки на базе флота — это всегда длительный процесс…»
Перевод ФАН: «Да куда нам в море-то, если у нас пароход едва живой?! На учениях вместо торпед стреляем из аппаратов сжатым воздухом, а ракетные пуски в последний раз фрегат осуществлял вообще в период то ли позднего мезозоя, то ли раннего полиомиелита. Недавно отремонтированная главная энергетическая установка у нас опять «скисла» прямо во время празднования Дня ВМСУ!»
«Думская»: «В 2016 и 2017 году существовали планы серьезной модернизации фрегата. Проводится ли такая работа сейчас и каковы ее основные направления?»
Корецкий: «Конечно, такие планы существуют, но они секретны».
Перевод ФАН: «Еще в ноябре 2015 года на фрегате вышла из строя американская РЛС яхтенного образца, заменявшая собой не функционирующую в отсутствие ЗИПа штатную советскую аппаратуру. На новую навигационную РЛС Furuno FAR-2 117/27, пусть и коммерческую, для «Сагайдачного» пришлось собирать деньги всем украинским волонтерским миром. Какая там «серьезная модернизация», о чем вы!..»
В общем, условно, «все хорошо, прекрасная маркиза». Впрочем, такой подход к делу у ВМСУ уже стал традицией, периодически «заражая» даже наведывающихся в «незалежную» американских союзников.
В подтверждение этого можно вспомнить, как в июле 2017 года на Черном море проходили очередные международные учения Sea Breeze.
Слепоглухая ПУГ и тюлька
Принимавшая участие в Sea Breeze-2017 старенькая турецкая дизель-электрическая субмарина S349 Batiray образца 1978 года вышла из Одессы и затаилась в прибрежном квадрате. Вслед за этим из Одессы же вышла интернациональная поисково-ударная группа (ПУГ) в составе американского крейсера УРО CG66 Hue City (вошел в строй в 1991-м) и уже знакомого нам фрегата ВМСУ «Гетман Сагайдачный» (введен в эксплуатацию в 1993-м).
Оба корабля не имели буксируемых гидроакустических станций (ГАС). Американский — потому что старую ГАС сняли, а новую еще не смонтировали. Украинский — потому что старая была снята для ремонта, после чего оказалась утрачена… военно-морским способом. А новой исправной буксируемой ГАС в ВМСУ как-то не отыскалось.
Через некоторое время с целью оказания помощи ПУГ в игру вступили американский патрульный самолет P-8 Poseidon и украинский противолодочный вертолет Ми-14ПЛ, но быстро обнаружить S349 Batiray это не помогло. В итоге «слепоглухая» ПУГ при поддержке двух воздушных единиц безрезультатно более семи часов шарахалась по Черному морю, пока туркам это все не надоело.
Османы подвсплыли на перископную глубину и демонстративно выставили напоказ все свои выдвижные устройства. Только после этого ПУГ установила, наконец, контакт с лодкой и начала ее преследование. Оное, согласно официальному сообщению пресс-службы командования ВМСУ, закончилось «условной победой».
Стартовавшие 9 июля сего года международные учения Sea Breeze-2018 в смысле высокого уровня украинской условной победоносности тоже не подкачали. Безусловно, показуха и определенная доля условности являются неотъемлемой частью практически любых военных учений. Но именно на учениях ВСУ и ВМСУ то и другое все чаще приобретает поистине гомерические формы, превращая вроде бы серьезное военное мероприятие в откровенный гротеск.
Желая продемонстрировать американцам и другим союзникам готовность отстаивать территориальную целостность Украины до последнего украинца, Киева провел на побережье Азовского моря маневры. Ну, как провел? Как сумел. Легендой мероприятия стало отражение морского десанта противника. Под последним подразумевались то ли «сепары», то ли Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России, успевшая после пиратского захвата украинскими «прикордонниками» российского сейнера «Норд» довести Киев до белого каления.
Так или иначе, маневры начались с выдвижения в район предполагаемой высадки супостата штабной группы ВСУ, вооруженной тентом и фотогеничными солнечно-тактическими очками. Далее в ясный день на ровный, как стол, берег без прикрытия средствами ПВО и использования какой-либо маскировки выкатились украинские Т-64Б и БМП-1. Выстроившись рядком, танковая рота принялась азартно глушить снарядами тюльку в Азовском море.
Спустя пару часов, так и не дав тюльке десантироваться на украинский берег, танкисты ВСУ одержали пусть и условную, но, несомненно, решительную победу…