Многа букв, пришлось на 2 куска разбить, но интересно, в том числе и про кубаноида Мудко
«Новая Газета» № 66 от 24 июня 2009 г
Однажды диктатор, олигарх и варяг…
На чем держится российский футбол и как долго все это еще продлится. Мнение эксперта
Победа сборной России по футболу у Финляндии, к сожалению, была омрачена бесславным выступлением наших молодежной и юношеских сборных. Чего только стоит проигрыш российских юношей Фарерским островам… Победа в Хельсинки не может снять с повестки дня необходимости продолжения откровенного разговора о ситуации в российском футболе, его организационных и экономических перспективах.
Алишер Аминов уже в 21-летнем возрасте начинал администратором и начальником команд высшей и первой лиг Чемпионата СССР. В 1989 году переехал в Москву, ушел в бизнес и защитил кандидатскую диссертацию по экономике. А когда в начале 2007 года по инициативе помощника президента России и тогда еще члена исполкома Российского футбольного союза Аркадия Дворковича был создан Комитет по реализации программ развития футбола РФС, Аминов был приглашен в качестве руководителя его рабочей группы.
— В состав комитета вошли представители федеральных и региональных органов власти, футбольные специалисты. У них родилась идея создания трехуровневой системы центров футбола. Был изучен опыт работы подобных центров в Голландии, Франции, Италии, разработаны концепция и технические требования к национальному, 9 межрегиональным и 50 региональным центрам футбола, которые бы стали не только местом подготовки футболистов, но и методическими центрами, где могли бы повышать квалификацию тренеры, спортивные врачи, судьи, менеджеры. Реализация этих проектов позволила бы создать целостную систему управления всеми процессами развития футбола в России. Например, с 2008 по 2010 гг. планировалось построить Национальный центр футбола в живописном Звенигороде, и губернатор Московской области Громов безвозмездно выделил прекрасный дефицитный земельный участок общей площадью 30 гектаров земли рыночной стоимостью 50 млн долларов.
Но, к сожалению, президент РФС и министр спорта Виталий Мутко оказался основным препятствием в реализации проектов. По не понятным мне причинам он очень ревностно отнесся к работе своего же комитета, все его решения блокировал и даже не позволял вынести на обсуждение исполкома РФС. При этом ни в одном заседании комитета Мутко участия не принимал, несмотря на наши приглашения. Предложение о создании Национального центра в Звенигороде зарубил: мол, далеко от Москвы. Постоянно давал пространные интервью о будущем строительстве некой «базы» для национальной сборной то в Новогорске, то в Лужниках. Объявил во всеуслышание, что в Бронницах будет построен центр для подготовки молодежных и юношеских команд. В итоге ничего из этого сделано не было, а национальная сборная перед матчами как проживала, так и проживает в столичных суперотелях, расходуя каждый раз бешеные деньги, — примерно по 300 тыс. евро на каждый сбор. Годовое содержание всех футбольных сборных составляет примерно 20 млн долларов. Для сравнения: те же федерации футбола Франции и Италии со своими национальными центрами тратят на эти же цели в 3 раза меньше.
— Но если Мутко, как вы говорите, был единственным препятствием, неужели человек статуса помощника президента России не мог с этим ничего поделать?
— Дворкович договорился с Громовым о выделении дефицитного участка земли, искал спонсоров, привлекал специалистов к разработке программы, но, поняв бессмысленность дальнейшей работы, в феврале 2009 года Дворкович вышел из состава исполкома РФС и отошел от футбольных дел.
— И с чем связано такое поведение президента РФС?
— С психологией его управленческих решений. Оцените кадровую политику: в аппарате футбольного союза уже сменилось 5 генеральных директоров и 3 генеральных секретаря. Мутко окружают люди, имеющие к футболу весьма опосредованное отношение, они приходили из топливно-энергетического сектора, бизнеса или даже силовых структур. А говорить о какой-то дискуссии в исполкоме РФС (напомню, общественной организации) и вовсе не приходится — все решает голос Виталия Леонтьевича.
— Но, может быть, централизация футбольного хозяйства в одних руках имеет какой-то смысл?
— Футбол — лишь одна из отраслей хозяйствования, и в принципе опробованная при Сталине административно-командная модель управления вполне возможна, особенно если она подкрепляется огромными финансовыми вливаниями. Многие видные экономисты полагают, что в какой-то мере элементы той модели сейчас в России воспроизводятся. Конечно же, в других исторических условиях и без жесточайших репрессий. Между собой эту новую экономическую модель мои коллеги-экономисты уже окрестили «вертикалью Путина». Но насколько эта вертикаль жизнеспособна? И не забудем также, что она совершенно противозаконна по отношению к общественным организациям, таким как РФС.
Год назад президент РФС Мутко был назначен еще и министром спорта. То есть для путинской вертикали нормально, что представитель исполнительной власти курирует сам себя в спортивной общественной организации. Кстати, кроме спорта талантливый Мутко ведает еще туризмом и делами молодежи. Человек — оркестр! Мало этого — три месяца назад Мутко было дозволено фактически избрать самого себя в члены исполкома ФИФА. Одновременно впервые от России вообще никого не выдвинули в УЕФА.
В прошлом году при полном бездействии РФС был закрыт офис ФИФА в Москве, что повлекло прекращение финансирования по всем программам ФИФА как в России, так и на всей территории СНГ. Не касаюсь политической составляющей, но ведь из этих республик шла хоть какая-то подкормка российских клубов недорогими игроками. Медленно умирает московский турнир СНГ…
Мутко просто не использовал финансовый дождь, который пролился на нашу страну. За это время уже можно было выстроить инфраструктуру, подготовить тренеров, специалистов...
— Тем не менее в прошлом году в России была принята многомиллиардная программа по развитию футбола, может, она и решит часть проблем, о которых вы говорите?
— В состав рабочей группы, разрабатывавшей эту программу, не был включен ни один специалист футбола. В стороне оказались региональные федерации, клубы и лиги. Многочисленные замечания специалистов и тренеров, а я их лично обобщал и отправлял в правительство, даже не удосужились обсудить. Эту федеральную целевую программу «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008—2015 гг.», сырую и не увязанную с основными проектами развития футбола, и подмахнуло правительство. Пока «эксперты» из РФС в течение почти полугода разрабатывали документ и согласовывали его с исполнительными органами федеральной власти, подоспела Олимпиада в Сочи, на которую срочно понадобились деньги, и в результате перераспределения средств бюджет программы сократили в три раза — с планируемых изначально 60 млрд до 19 млрд.
— Как изменилось финансовое положение РФС по сравнению с 90-ми годами?
— Бюджет РФС лишь за последние годы вырос в 10 раз. Если во времена Колоскова он составлял 5 млн долларов, то сейчас 50 млн. В 90-е годы в РФС катастрофически не хватало средств даже на проведение сборов сборных команд, но все равно в союзе продолжали работать функционеры, прошедшие все стадии футбольной карьеры. Они спорили, даже конфликтовали, но в этих спорах рождалась истина и не нарушались футбольные принципы. 2000-е годы совершенно другие. На футбол полились золотые реки — с финансовой стороны проблем не стало, но организационно и кадрово мы стоим значительно хуже, можно даже сказать, катимся под откос.
— Но отрицать локальные успехи российского футбола за последние годы нельзя…
— Разумнее обратить внимание на объективные критерии. Количество занимающихся футболом у нас в 5 раз меньше, чем в Германии, Голландии, Франции. Более 70% детских тренеров не имеют образования. В Лиге чемпионов из года в год провалы. Наши лучшие команды — ЦСКА и «Зенит» — при гигантских бюджетах не в силах прорваться хотя бы в число 32, вылетают на предварительной стадии. Что касается Кубка УЕФА… В последние годы он оставался второразрядным турниром и никакой пиар-раскруткой его весомее не сделаешь.
В этих условиях ставка сделана на сборную. Вбросив миллионы на премиальные для игроков, можно попытаться вырвать две-три игры на чемпионатах Европы или мира и занять достойное место: национальное самолюбие болельщиков будет удовлетворено, политическое руководство страны может бить в литавры.