В XIII веке римо-католичество приступила к последовательному наступлению на Православие. В 1204 году крестоносцы разорили Константинополь. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, псы-рыцари препятствовали совершению православных богослужений: "Когда православные собирались в храм для богослужения, то грубые и наглые солдаты-латиняне не оставляли собравшихся в покое, некоторые из них, показывая вид, что они подпевают, выкрикивали песни срамные или же лаяли по-собачьи… Не то изумляет нас, что они грабили вещи, а то, что они повергали на землю иконы Христа и Его угодников, попирали их ногами или же употребляли вместо топлива при варке пищи. О чем и слышать страшно, это самое можно было видеть тогда: именно, как Божественная Кровь и Тело Христовы повергались и проливались на землю. Вот какая-то женщина, исполненная грехами, уселась на Патриаршем месте, распевая свою визгливую мелодию, а потом бросилась в пляску, быстро кружась и потрясая ногами".
Для вытеснения русских православных миссионеров и насаждения католичества в Прибалтику были направлены рыцари "Ордена Дома Святой Марии Тевтонской", основанного в 1199 году в Палестине. В 1202 году с целью завоевания Прибалтики и Руси был создан "Орден братьев воинства Христова". Символом ордена стал красный крест и меч на белом плаще. Изображение меча на плащах и гербе дало название "Орден меченосцев". В 1236 году Орден меченосцев был наголову разгромлен литовцами в битве при Шауляе. В 1237 году Римский папа и совет кардиналов приняли решение об объединении остатка меченосцев с Тевтонским орденом. Символика Ордена меченосцев была упразднена. Рыцари нового объединенного Немецкого ордена стали одеваться в тевтонские белые мантии с черным крестом.
Подробный анализ церковно-политической ситуации в Прибалтике в XIII веке дан в монографии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "Православие в Эстонии", опубликованной Церковно-научным центром "Православная энциклопедия" на сайте "Седмица.Ру".
В 1242 году святой благоверный князь Александр Невский остановил первую волну католического нашествия на Православную Русь, одержав блестящие победы на Неве и Чудском озере.
В 1250 году литовский князь Миндовг принял крещение от орденского пресвитера Христиана и через год получил от папы королевскую корону. В 1260 году король Миндовг возглавил борьбу литовцев с крестоносцами, отрекшись от "католической язвы" и перебив католиков, бывших при его дворе. В 1263 году Миндовг пал жертвой заговора. Достоверных подробных сведений о том, что происходило в Литве в начале 1260-х годов очень мало.
В 1266 году один из литовских князей - Довмонт (Даумантас) Нальшанский - переселился в Псков со всем своим родом и принял Православие с именем Тимофей. Русские, видя намерение Довмонта посвятить свою жизнь борьбе с Тевтонским орденом, избрали его Псковским князем. На подвиг защиты Православной Церкви князя Довмонта вдохновляла и его супруга княгиня Мария, внучка Александра Невского.
В 1267 году датчане, укрепившиеся в Северной Эстонии, начали военные действия против Руси. Стремясь заманить православное воинство в ловушку, немецкие епископы и рыцари поклялись на кресте не участвовать в войне на стороне датчан. Псковская летопись так говорит об этом: "Прислаша немцы послы свои с лестью глаголюще: "Мы с вами мирны, перемогайтесь с колыванцы и с раковорци, а мы им не помогаем и в том крест целуем". И на том крест целоваше пискупи и Божии дворяне". Воюя с датчанами, объединенные русские войска Новгорода, Пскова, Переславля-Залесского, Владимира, Суздаля, Смоленска и Полоцка 18 февраля 1268 года подошли к Раковору (Раквере, Везенбергу). Здесь, к изумлению русских, их ждали нарушившие клятву тевтонские рыцари и их союзники.
В начале битвы русские войска выдержали лобовой удар "железной свиньи", понеся тяжелейшие потери. Большой отряд крестоносцев уже зашел в тыл русским воинам, когда возглавлявший центр русской армии князь Довмонт, разгромив основные силы ордена, перешел в наступление. Русские гнали остатки "железной свиньи" почти 7 километров до самого Раковора. Когда русские войска обнаружили полк немцев, зашедший им в тыл, наступил вечер. Рыцари, пользуясь темнотою, ушли. Даже немецкие хроники назвали Довмонта героем Раковорской битвы. После победы обессиленное русское войско вернулось домой. Однако, дружина Довмонта, продолжая преследовать крестоносцев, дошла до южного побережья Балтийского моря. После битвы под Раковором Довмонт построил в псковском кремле церковь во имя своего небесного покровителя святого Тимофея Газского.
Летопись свидетельствует, что в апреле 1268 года, через два месяца после Раковорской битвы, "останок собравшейся поганой латыни" перешел границу Псковского княжества. Довмонт, собрав только 60 дружинников и псковичей, вышел навстречу тысячному отряду тевтонских рыцарей. 23 апреля (6 мая), в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, воины Довмонта разгромили крестоносцев на реке Мироповне, впадающей в Чудское озеро. Заманив крестоносцев на покрытый камышом остров, Довмонт приказал зажечь заросли. В бою и огне погибло около 800 захватчиков. "Боголюбивый князь Довмонт зажже остров и пожже их под травою, а инии побегоша, а власы их зажжени горят, а иных иссече, а инии истопиша в воде пособием Святыя Троицы и славного великого воина Георгия". В память о победе Довмонт построил в Пскове храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца.
Летом 1272 года войско Тевтонского ордена во главе с магистром захватило Изборск и осадило Псков. Ливонская рифмованная хроника сообщает, что в походе участвовало 180 братьев-рыцарей, 18000 ополченцев и 9000 тысяч корабельщиков. 8 (21) июня, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата, не дожидаясь войска, направившегося на помощь Пскову из Новгорода, Довмонт неожиданно атаковал крестоносцев. Перед битвой русская дружина молилась в соборе Святой Троицы. Довмонт положил меч свой перед алтарем. По окончании молитвы игумен Мирожского Исидор монастыря и священники опоясали Довмонта мечом и благословили воинов на битву. В кровопролитном бою Довмонт ранил самого магистра Ордена и обратил врагов в бегство. Житие святого благоверного князя Довмонта, названного в святом крещении Тимофеем, псковского чудотворца, рассказывает: "В то время услышал магистр рижский о мужестве и храбрости благочестивого князя Тимофея, собрав множество воинов и ополчившись с силою тяжелой, тоже решился на войну: воду покрыл множеством кораблей и сушу - конями с вооруженными всадниками и таранами. И все это подготовив, выходит на путь с великой гордостью и сильной яростью, неудержимо стремясь на город и народ, дерзко хвалясь разорить дом Пресвятой Троицы и раба ее, благочестивого князя Тимофея, взять в плен. Но не знал окаянный, что должно случиться с ним.
Услышал же блаженный князь Тимофей об ополчении его и о гордыне безумной, идущего со множеством сил, без Божией помощи. И тогда вошел в церковь Пресвятой Троицы и положил меч свой перед алтарем. И пал на пол, молясь со слезами и говоря: "Господи и Боже сил, мы - люди твои и овцы пастбища Твоего, Имя Твое призываем. Обратись, Владыка, к кротким людям Твоим и гордецов высокие замыслы разрушь, да не опустеет ограда, в которой овцы Твои". Так окончилась молитва, и затем Исидор, игумен Мирожского монастыря, и все священники подняли меч его с земли и опоясали его мечом. Потом же молитву сотворили о нем, и осенили его живоносным крестом, и святою водою окропили, и отпустили, Божию помощь призвав.
Блаженный же князь еще раньше распустил множество воинов своих и теперь, не дождавшись большого полка новгородских воинов, кого нашел, тех и взял с собою. Вышел против язычников, вооружившись силою Животворящего Креста и в молитве призвав себе на помощь святого страстотерпца Христова Федора Стратилата, память которого была в тот день. Затем же вынул меч свой и решительно напал с малой дружиной на язычников. Преславный же Вседержитель, в Троице славимый, едиственный Царь царствующих и Господь господствующих, Владыка Христос, явил святую помощь Свою: предал противников страшного Своего имени в руки верному Своему слуге, благочестивому князю нашему, и пали перед ним на острие меча, и самого магистра в лицо сильно ранил сам. Оставшиеся же немцы подобрали убитых своих и корабли наполнили свои; страхом великим объяты, бежать устремились восвояси. Благочестивый же князь Тимофей с войском, светлую победу одержав над язычниками, возвратился в город Псков с радостью великою. И хвалил и благодарил Бога о всем, что сотворил с ними; потом же благочестивый князь создал церковь во имя святого мученика Христова Федора Стратилата, молитвами которого победил иноплеменников полки и город Псков от разорения спас".
Тевтонский орден рассматривал Псков как свою добычу. И хотя в июне 1272 года между Псковом и Орденом был заключен мирный договор, Довмонту, по свидетельству летописи, вскоре пришлось отражать новые набеги крестоносцев: "И паки поганая латина нача силу деяти на псковичах нападением". В Житии святого Довмонта говорится: "Вскоре же вновь язычники-латине стали нападать на села, насилием, принуждением и всякими злыми делами пытаясь, словно звери дикие, разогнать и ввергнуть в горе овец Божиих, искупленных драгоценной Его Кровью. Они же, потерпев такое от язычников, к городу Пскову приходят и о нападении злых змей с плачем возвещают. Христолюбивый же князь Тимофей, это услышав, не потерпел обиды от язычников, но стремительно собрался против них, взял войско свое и вышел на язычников с яростию величайшей".
Князь Довмонт верой и правдой служил Пскову 33 года, с помощью Божией отразив все нападения крестоносцев. Воодушевляя воинов на борьбу с врагами, Довмонт говорил: "Братья мужи псковичи! Не посрамим отцов и дедов наших. Кто стар, тот мне отец, а кто молод, тот мой брат. Теперь, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Постоим же за Дом Святой Троицы, и за Святую Церковь, и за свое Отечество!".
|