Дан Петреску: «Никогда бы не покинул Румынию навсегда»
Не очень разговорчив. За исключением тем, связанных с футболом, – тогда он начнёт говорить без остановки, и Дана Петреску трудно будет прервать. Воспитывает трёх дочерей – Ребекку, Челси и Дженнифер. Пока «Униря» играет в Лиге Чемпионов, на них остаётся мало времени. Жил в Италии и Англии, имеет дом в Испании, но всегда лучше всего чувствует себя в Румынии.
Каков же один день из жизни тренера Дана Петреску?
- Приезжаю на клубную базу примерно в 9:00. Затем первая тренировка. В 13:00 обед вместе с командой. После обеда со своим помощником (не с Кристи Пояром, а с Думитру Стангачу, тренером вратарей) готовлю двойную сессию упражнений на технику. В 17:00 вторая тренировка. В 19:30-20:00 следует дорога домой, а я еду в Бухарест. В 21:00 я наконец дома. Ухожу я рано, примерно в 7:00-7:30, и возвращаюсь затемно.
Каким вы видите свой идеальный день?
- День удался, если моя команда победила. А в остальные дни недели я бы хотел всё время сидеть с младшей дочерью Дженнифер. Что, к сожалению, бывает не слишком часто.
Огорчаетесь поражениям?
- Всегда. Я чувствую себя лучше, когда они добиваются успеха, когда моя команда побеждает. Мне не нравится постоянно проигрывать.
Петреску испытывает чувства к футбольной семье?
- Конечно. Все испытывают. Я с трудом могу абстрагироваться от того, что происходит со мной в футболе. Иногда мне требуется перерыв, чтобы отдохнуть от всего этого, но никогда не хотелось отказаться совсем. Когда всё время находишься в спорте, трудно отсюда вырваться и вернуться домой. Если б я больше времени находился дома, возможно, было бы проще.
Ваша жена Адриана разделяет страсть к футболу, смотрит матчи?
- Ей нравится. До тех пор, пока это не превращается в вашу работу. Но теперь, особенно когда мы стали чемпионами и попали в ЛЧ, она сильнее сопереживает. Не то, чтобы слишком, но приходит на важные матчи. Она приезжала и в Севилью, и в Глазго. Говорит, никогда не думала, что будет так сильно связана с футболом.
Хорошо спите ночью после игр?
Лучше всего спится после побед. После ничьих и поражений нет. Ночью после ничьей со «Штутгартом» я спал немного лучше, но не настолько. Меня расстроил результат, но это была единственная причина для сожаления, потому что я чувствовал, что произвёл превосходные замены в концовке матча. Так что ничья со «Штутгартом» была наполовину грустной, наполовину радостной. Я был в небольшом замешательстве. После игры с «Рейнджерс» я спал гораздо лучше.
Вы можете покинуть Румынию и устроиться в каком-нибудь другом месте?
- Я определённо вернусь в Румынию снова. Но если у меня будет предложение из Лондона, я немедленно откликнусь. Зависит от команды. Когда я играл в «Челси», то говорил, что буду играть только за них. У меня было предложение от «Тоттенхэма», но я отклонил его. Впрочем, я играл за «Брэдфорд Сити» и «Саутгемптон». Но теперь всё иначе. Хотя тренеру тяжело попасть в Англию. Мои мечты ведут в «Челси».
Но вы согласитесь на должность в администрации «Челси»?
- Нет. Я хочу быть тренером. Вот что мне нравится.
Вы хотели бы заниматься чем-то ещё в футболе?
- То есть кем бы я мог стать помимо тренера, если хочу оставаться поближе к газону? Спортивным директором или президентом – нет. Мне хочется бить по мячу, и чувствовать при этом запах травы.
Как вас изменило время пребывания в Лондоне?
- Сильно. Я провёл в Англии 8 лет. Было здорово. Я многое приобрёл, во всех смыслах. Теперь, по возвращении в Румынию, немного скучаю. Я потерял несколько лет. Пять или шесть сезонов ушли на адаптацию. Я осознал, что не всё происходит так, как мне казалось. После отъезда из Лондона у меня был шок. Я думал о целом мире и о том, как легко меня изменить.
Где вы любите проводить отпуск?
- В Испании, где у меня есть вилла в окрестностях Валенсии, но едва ли удаётся туда выбраться. Только 2-3 недели в году. Может быть, поедем в Дубаи. Мне нравится тёплый климат. Я достаточно пожил в Англии, где сыро и холодно. Ко мне вернулись проблемы с коленом.
Как вы объясните тот факт, что игроки «Золотого поколения» пострадали из-за проблем в румынских клубах, имевшихся у их руководителей? Балинт в «Тимишоаре», Хаджи, Лакатус и Доринел в «Стяуа», Сабо в «Динамо»…
- Трудно сказать, почему. Если опросить всех, у каждого найдётся своё объяснение. Со стороны трудно назвать причины, потому что я не в курсе всего. Мне посчастливилось иметь поддержку в любых вопросах, у меня была мирная атмосфера, они же не извлекли выгоды в таких условиях. В этом моё преимущество по сравнению с другими тренерами. В конце концов, думаю, они добьются успеха, если получат необходимые ресурсы. В ноябре у нас были хорошие результаты, команда только поднималась, но нужно оставаться на вершине. Если нам это удастся, то можно не беспокоиться, если нет…
Действительно ли бывшие игроки «Золотого поколения» разбиты на два лагеря? Вы на стороне Хаджи, Лупеску, Попеску, Пруни, Радуку и Доринела?
- Нет. Каждый выбрал свой путь. Некоторые отправились работать в федерацию, некоторые стали тренерами – вот и вся разница. Я поддерживаю дружеские отношения с каждым из «Золотого поколения». Не вижу причин для конфликта на том основании, что между тренером и чиновником из ФРФ есть какие-то различия. Просто с тренерами у меня больше взаимопонимания. С Сабо, с Доринелом, с Лакатусом, Балинтом, даже в игровых противостояниях. После матчей мы встречаемся попить кофе.
Как долго вы будете тренировать в Румынии?
- Неизвестно. Жизнь тренера переменчива.
P.S. На фото Дан Петреску с дочерью Челси (в Renault Laguna Coupe

)