VIP
Какая была проблема с «ВИПами»? «ВИПы», которые были раньше, – это руководство предприятий Рината Ахметова, огромный холдинг. Они покупали себе абонементы, чтобы он видел – вот они, вот ходят. Смешно и грустно. На старом олимпийском стадионе мест, которые назывались ВИП, то есть под крышей, было очень мало, ну может быть 400. При этом представляете, какая в Донецке погода? Все на жаре, солнце в лицо, випам это не надо было. И ничего нельзя было изменить – структура стадиона не позволяла.
То, что мы предложили на «Донбасс-арене», – совершенно другое дело. Места по центру, включенное питание, рестораны и парковки, полный режим благоприятствия, система лояльности, дни рождения, индивидуальные обращения и так далее. Где-то полгода назад мы начали практиковать рассылку по электронной почте – индивидуальные обращения футболистов. Мы делали перед каждым матчем обращение кого-либо из ребят с его автографом. Это имело огромный резонанс. Я даже сама не ожидала, если честно. На Новый год, например, мне несколько человек лично даже сказали: «Представляешь, меня сам Дарио Срна поздравил!». Да что вы говорите! Сейчас контингент расширился, потому что стало модно ходить на стадион, в нем ведь самый модный в Донецке ночной клуб, рестораны и так далее. Самое слабое место – что люди ходят не на чемпионат Украины, а на стадион, потому что уровень футбола оставляет желать лучшего.
На данный момент у нас несколько ВИП-категорий.
• «Даймонд-клуб». Абонемент стоит 30 тысяч гривен, это все самое дорогое. Люди, которые любят комфорт во всем. Удобный подъезд, хорошее обслуживание, масса возможностей. Это чисто донецкая тема – все любят поколотить понты. То есть он хочет всем показать, что у него есть этот ВИП-абонемент: я крутой, я могу себе это позволить. А вот у меня есть въезд на стадион, а вот я сидел с семьями футболистов. Для «даймондов» – клуб тренеров, дизайн-проект которого я подписывала перед отъездом. Концепция такая: самый дорогой камень – это брильянт, и самое дорогое, что есть у клуба, – это тренеры. Там индивидуальные столики по 4 человека, по имени каждого тренера «Шахтера», начиная с 1936 года.
• Shakhtar Family. Специальный клуб для семей футболистов. Там, в основном, футболисты, друзья, родственники и так далее. Туда попасть практически нереально, абонементы эти просто разрывают. В свободной продаже ограниченное количество. Стоит 15 тысяч гривен.
• «Бизнес-клуб». Это для активных, нуждающихся в поддержании бизнес-связей предпринимателей. Бывший «Голд», который в прошлом году не очень хорошо продали, потому что места там хорошие, по центру, но не с президентом, а на противоположной стороне. Очень популярны эти абонементы у торгово-промышленой палаты. У них разнообразные скидки, специальные семинары по бизнесу, маркетнгу, пиару. Я задумывала для них дисконтную систему на авиаперелеты и гостиницы, не знаю, сделают ли ее теперь без меня.
• Клуб «1936». Назван по году основания клуба – бывшие «сильвера». Четыре «Сильвер-бара» по углам чаши стадиона, включена еда – фуршет. Концепция оформления баров – футбол глазами болельщика от самого начала, с 30-х годов XX века. Сложность была в том, что эти помещения в нефутбольное время сдаются под конференции. Поэтому все оформление должно легко сниматься и убираться. Мы голову сломали, но придумали, как сделать, чтобы все это было мобильно.
• Семейный клуб. Количество участников порядка тысячи человек – родители с детьми. Это единственный сектор, где дается скидка на ребенка. Аудитория – люди, которые не ходили раньше на стадион с детьми, потому что считали это небезопасным. У меня промоутеры ходили по местам, где отдыхают родители с детьми, – таких в Донецке мест пять – объясняли, что это специальный сектор для деток. Продали порядка 700 абонементов. И что мы выяснили! Вот реально, мужик, он хочет на футбол идти в компании, со своими такими же мужиками, вот он себе VIP берет или по центру стандарт какой-то. В то же время проблема, что жена не пускает, хотя она в принципе к футболу нормально относится. И он сам идет с друзьями, а жене с ребенком берет семейный сектор. И таких много, где-то треть. Мы делали для них специальные фишки. Я выпросила у сети детских магазинов, очень популярной в Донецке, хорошую скидку для нашего семейного клуба – 15%. Этой скидки даже у «ВИПов», не было. Они закупили оборудование, чтобы проводить наши карты. Так вот отбили это оборудование за 2 месяца. Специальные ланч-боксы для детей делала, со своим дизайном. Хочет ребенок на стадионе кушать – для него там гамбургер, сок какой-то, еще что-то и коллекционный магнит. Собираешь все магниты, а их там – все футболисты, 24 штуки или около того. Надо с холодильником сфотографироваться, показать, что у тебя все, и получишь мега-приз – ты идешь на экскурсию по стадиону со всей семьей и футболистом первой команды. Народ за эти магниты давился просто.
Об участии футболистов в проектах
– Был проект, организованный еще до моего прихода в клуб, – чтобы футболисты ездили каждую неделю куда-нибудь – на шахты, в школы. Помню, был организован такой спуск в шахту, и половина футболистов очень испугалась. Они приехали, развернулись и уехали. Потому что шахта – это очень страшно: спускаешься на деревянном лифтике на километр вниз, а он еще так ненадежно поскрипывает.
Я считаю, что выгоднее использовать имидж футболиста в массовых коммуникациях, чем заставлять его ехать куда-то: охват будет больше. Ну встретится он, ну поговорит с людьми. Сколько человек он охватит? Ну двести человек, ну путь даже тысячу. Нет гарантии, что это подействует, что после этой встречи человек будет ходить на стадион. Что такое использовать футболиста «Шахтера» в проекте? Договариваешься с тренером за месяц. Почему с тренером? Потому что у футболиста никогда нет желания этим заниматься. Футболисты на нас смотрят, как на обслуживающий персонал. Поэтому я всегда предпочитала идти к тренеру. Если тренер скажет – он пойдет. Тем более есть какие-то внутрикомандные вещи, и действовать через голову тренера не всегда хорошо. Но когда идет Лига чемпионов или Лига Европы, футболиста никто не отпустит, хоть обпросись, хоть на коленях умоляй. Поэтому очень тяжело было, но, тем не менее, мы делали с футболистами много проектов.
Например, еще до моего прихода была традиция: 1 сентября футболисты или тренер приезжали в бывшую школу Рината Ахметова. Мы же выбрали школы, где у нас самые активные фан-клубы, и в пять школ одновременно разъехались по футболисту или по два. Где-то мастер класс провели. Где-то деток подняли на плечо, обнесли по кругу с колокольчиком. Восторгов было море – два года прошло, а дети до сих пор вспоминают. Футболисты, если честно, и сами были тогда в полном восторге. Плюс я договорилась с телевидением – где-то даже заплатила, чтобы в новостях по всем каналам мы попали в сюжеты про первое сентября. Резонанс был очень хороший.
Недавно проводили пресс-конференцию для детей. Дети из школьных фан-клубов, самые активные, задавали вопросы футболистам. Все по-взрослому, проходило в конференц-зале. Потом выбирали лучшие вопросы, сыграли с ними в мини-футбол.
Мастер-класс делали. На «Донбасс-арене» сделали надувное мини-поле, и лучшие фан-секции играли с футболистами «Шахтера» в футбол. Это, конечно, беспроигрышно.
Об активностях в интернете
– По моему опыту получается следующее: как только люди замечают, что клуб хочет немножко заработать денежек, на него сразу сыплются громы и молнии, люди это очень плохо воспринимают. Народ привык, видимо, к халяве. С другой стороны, когда «Донбасс-арена» хочет заработать денег, это нормально. Поэтому сайты было решено разделить, и коммерческие направления с сайта «Шахтера» мы решили убрать. Стратегию по сайтам мы сделали по образцу «Барселоны»:
•
www.shakhtar.com – все новости команды
• fan.shahtar.com – весь интерактив: новый форум, проектные темы, специализация, интернет-магазин.
•
www.donbass-arena.com – сайт по мероприятиям и коммерческим услугам.
И все эти сайты треугольником связаны, генератор посещаемости, конечно, на
www.shakhtar.com
Какие приоритеты Интернет-активности? Чтобы было. У всех есть, а у нас нет, поэтому сделали группы на Facebook, VKontakte и т.д. А вообще интернет – это очень индивидуальная вещь для каждого клуба. Нужно понимать, где сидят твои люди. Если они сидят далеко, и их много, конечно, это очень важно. Моя жесткая позиция по этому поводу – в Интернете ты должен четко понимать, для кого ты все это делаешь и чего ты хочешь добиться. Если ты делаешь абы что, чтобы было, это на 99% не принесет практически ничего. Но Интернет – это по-любому будущее, особенно для крупных клубов.
О трансляциях
– На Украине ситуация с трансляциями тухленькая: никому это не выгодно. У Рината Ахметова свой телеканал, который сейчас вторая кнопка. Кроме того, он открыл кабельный футбольный канал. Так что последнее время по ТРК (центральному каналу) идут только рейтинговые матчи, а все остальные матчи – только по «Футболу». Это, конечно, сократило количество болельщиков, потому что кабельное ТВ не всем доступно.