ДОЧКА РАДА, ЧТО Я НАЗВАЛ ЕЕ ЧЕЛСИ
- Тихонов всегда говорил, что никогда не пошел бы в ЦСКА, поскольку это оскорбило бы болельщиков "Спартака". Вы - такой же патриот "Стяуа"?
- Да, я точно так же никогда бы не пошел в бухарестское "Динамо".
- По-вашему, понятие клубного патриотизма по-прежнему живо?
- Да.
- Правда, что в юношеские годы вы не только ходили на матчи баскетбольного, волейбольного, гандбольного "Стяуа", но и участвовали в фанатских драках с врагами из "Динамо"?
- Нет, это неправда. Да, я был там, где все эти заварушки происходили, но драться мне никогда не нравилось.
- Так же как и к "Стяуа", вы не скрываете своей любви к "Челси". А кто-то из других лондонских клубов вас приглашал?
- "Тоттенхэм". Глен Ходдл возглавил "шпоры", а мне в тот момент было уже 34. Тем не менее он пригласил меня туда. Но при всем уважении к этому человеку я отказался. Сказав, что после пяти лет выступлений за "Челси" для меня в Лондоне существует только одна команда.
Но в этом контексте тренер и игрок - разные вещи. Когда ты играешь, то имеешь возможность выбирать. А вот когда тебе как тренеру клуб делает серьезное предложение, ответить отказом гораздо сложнее. Поэтому, если мне однажды предложат возглавить другой клуб из Лондона, я не стану это с порога отметать. Однако как игроку это для меня было неприемлемо! Я ведь даже дочку назвал - Челси.
- Как это вам пришло в голову?
- Это замечательное имя! Когда я выступал за "Челси", чувствовал себя совершенно счастливым, и это выразилось в моем решении. Как и то, что дочку Билла Клинтона зовут так же. Моя дочка сейчас очень рада, что я выбрал ей такое имя (улыбается).
- Этой зимой на "Стэмфорд Бридж" побывали?
- Конечно. И зашел в фирменный магазин "Челси", чтобы купить много вещей для дочки и друзей. Каждый раз, когда приезжаю туда, клуб приглашает меня на игру, чтобы совершить круг почета. Потому что у меня сохранились отличные отношения с болельщиками. Я их просто обожаю!
- После чего они вас так полюбили?
- По-моему, со стартового матча. В первой же домашней игре я забил гол, и мы выиграли у здорово игравшего тогда "Ньюкасла" - 1:0. В каждой игре я выкладывался на сто процентов. За пять лет провел за "Челси" 220 матчей и стал первым иностранцем в истории клуба, который сыграл в двух сотнях встреч. Я никогда не симулировал, не занимался обманом, что английские фанаты тоже очень ценят. В Англии мне понравилось больше, чем в Италии, футбол на островах и атмосфера вокруг него подходили мне больше.
- Говорят, вы были удивлены, когда Роман Абрамович узнал вас в лицо?
- Да. Как-то раз я приехал на тренировку "Челси", и он там был. Кто-то захотел было представить меня новому владельцу клуба, но Абрамович его прервал: "Не надо, я его знаю". Мы пообщались, и мне это очень понравилось, потому что означало: прежде чем приобрести клуб, человек тщательно изучил его историю.
- Как человеку, сыгравшему за "Челси" более 200 матчей, вам по сей день полагаются от клуба привилегии?
- "Челси" постоянно приглашает меня на какие-то мероприятия. Клуб зовет меня на игры, на торжественные обеды. В нем с большим уважением относятся к футболистам, которые внесли какой-то вклад в историю "синих". Конечно, там работают уже другие люди, нежели прежде, но отношение - не изменилось. В то же время я полагаю, что "Челси" нуждается в бывших игроках клуба, которые могли бы работать там на разных должностях. Потому что такие экс-футболисты, как я, по-прежнему любят клуб. И смогли бы привнести эту любовь в работу.
- Пенсию "Челси" вам платит?
- Нет.
КОГДА БЕЗДОМНЫЙ МЕНЯ ОБНЯЛ, ЖЕНА БЫЛА ПОТРЯСЕНА
- Правда ли, что однажды вы шли по Лондону - и лежавший на тротуаре бомж, оказавшийся фанатом "Челси", вдруг узнал вас?
- Да, и не просто узнал! Это было уже после окончания моей карьеры игрока. Я шел со своей второй женой, которая не знала меня в те годы, когда я выступал за "Челси". Было несколько свободных дней, и мы поехали в Лондон. И представьте себе: лежит бездомный, видит меня, встает, кричит: "Супер-Дэн!" - так меня называли болельщики и даже песню обо мне сочинили. Более того, целует меня!
Жена была потрясена. Она восклицала: "Как такое возможно?! Ты же играл здесь 5 - 7 лет назад, а этому человеку сейчас так плохо, что ему не до былых эмоций!" Но это - Лондон. Это - "Челси". Очень, очень особое место для меня.
- Были у вас в английской карьере другие трогательные эпизоды единения с болельщиками?
- Да. Я "воевал" с главным тренером Виалли. И руководители клуба вслух сказали, что, возможно, продадут меня. Тогда множество болельщиков - тысяч 25 - 30 - подписали письмо в "Челси" с призывом оставить меня в команде! И это тоже было потрясающе.
- В "Челси" вы играли в защите рядом с юным воспитанником тамошней школы Джоном Терри. Видели в нем будущую суперзвезду?
- Нет. Сейчас легче всего было бы представить себя пророком, который якобы все предвидел. Но это было бы неправдой. Мне казалось, что Джон станет неплохим футболистом, но чтобы настолько... Его прогресс был фантастическим. И это доказывает, что в футболе возможно все. Это мое глубокое убеждение.
И это я доказал самому себе, работая с маленьким клубом в Румынии - "Унирей". Если ты веришь во что-то и делаешь все, чтобы это сбылось, - все возможно! Думаю, что и Терри так же верил. Мне не кажется, что у него был какой-то огромный изначальный талант. Он стал одним из лучших футболистов мира благодаря огромному желанию и убежденности, что нет ничего недостижимого.
- Уходя из "Унири", вы бросили: "Пока в чемпионат Румынии не будут приглашать иностранных судей, ничего не изменится". В России судейство лучше, чем у вас на родине?
- Не хотел бы обсуждать эту тему. Надеюсь, в премьер-лиге судейство будет таким же хорошим, каким оно было в первых трех наших матчах.
__________________
Кртксть - сстр тлнт
|