ВЕЛИКИЕ ЛЮБОВНЫЕ ДЕЛА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
Еженедельная газета "Антиспрут" (г. Тимашевск) от 31 мая 2007 года
Сейчас СМИ поутихли, но еще неизвестно, что будет впереди. Кто мог себе представить, что Екатерину Вторую аж через двести лет станут поднимать все выше и совсем не в шутку начнут называть великой?
...
Но теперь такие вещи говорить о Екатерине Второй стало непозволительно, поскольку ее для чего-то принялись усиленно возвеличивать, а у нас на Кубани и вовсе из нее делают благодетельницу и чуть ли не праматерь кубанского казачества! Уже отлили заново ей памятник в краевом центре, а теперь не знают, с какого боку зайти, чтобы вернуть городу ее имя.
Ну, хотя бы подумали: Е-ка-те-ри-но-дар, целых шесть слогов! Пошарьте по политической карте мира, найдете ли еще название города, чтобы столько слогов? Да, есть, кажется, всего одно, Рио-де-Жанейро, но ведь как звучит изумительно, рядом с ним Екатеринодар просто какая-то каракатица - Краснодар и то куда приличнее.
Итак, вот аргументы против переименования: во-первых, длинно и неблагозвучно, во-вторых, по чести ли? Надо посмотреть.
За что ее возносят Екатериной Великой? Ну, были территориальные завоевания, за треть века правления это немудрено. Она отставляла надоевших, и они уезжали завоевывать земли. В конце ее жизни проявили себя полководец А.В. Суворов и флотоводец Ф.Ф. Ушаков. Это после их побед над турками Кубань стала русской землей в 1792 году по Ясскому соглашению. Кстати, почему на Кубани никогда не отмечается эта дата? Вот в январе, например, было 215 лет присоединения Кубани к России, и никто ни гу-гу. Не потому ли, что у нас вообще мало кто себе представляет, что такое была Кубань до пришествия казачества?
Но давайте, наконец, перестанем измерять величие царей отнятыми у других народов пространствами и массами умерщвленных людей, ведь все же есть другой критерий. За 34 года правления Екатерины стали ли русские люди жить в довольстве и сытости?
Да, стали!
Об этом она скромно сообщала в своих письмах французскому философу Вольтеру. По ее утверждению, при ней русские крестьяне достигли такого уровня благосостояния, что уже пресытились курятиной и предпочитают кушать индейку. И писала она это не просто к слову - философ должен был создавать ей в Европе репутацию мудрой, просвещенной и гуманной правительницы. Все бы у нее получилось, и мы бы сегодня, наверное, называли правление Екатерины Золотым веком России, но тут откуда взялся Радищев со своей книжонкой «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он пишет о нищете и бесправии русского народа. Взбешенная императрица велела тираж изъять, автора упечь в Сибирь, но было поздно: шила в мешке не утаишь, и поэтому мы сегодня знаем, что при Екатерине Второй русские люди жили в большой нужде, не помогли обмануть Историю и «потемкинские деревни». Так за что же называть ее великой?!
И казачеству в мать-Терезы она как-то не слишком подходит. Надо напомнить некоторые вещи, о которых теперь не принято говорить. Это ведь она уничтожила прародину кубанских казаков - Запорожскую Сечь - в 1775 году, после подавления восстания Емельяна Пугачева. Хотя Пугачев вовсе был не запорожцем, а донским казаком. Расправившись с казачьей вольницей, она под видом великой монаршей милости выдавила казачьи семьи с населенного Северного Причерноморья в чуждые, необжитые, таящие смертельную опасность кубанские степи. Сколько косточек легло в землю - детей и просто мирных людей - от набегов кочевников, от болезней, эпидемий, лишений, отсутствия необходимых условий быта, прежде чем сложились станицы, обустроенные, ухоженные и не боящиеся внезапного появления врагов! Не милостью императрицы, а огромными жертвами казачьих предков приведена Кубань в цивилизованное состояние.
Кто такая была Екатерина Вторая изначально? Софья-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская, принцесса немецкого княжества. А здесь огромная Россия лежала у ее ног и была к ее услугам, и сделала ее известной всему миру. И она попользовалась этим сполна.
После встречи с Екатериной австрийский император Иосиф писал своему премьер-министру: «Я понял, что имею дело с женщиной, которой дело до себя самой, а до России ей столько же дела, как и мне. И прежде всего ей надо льстить».
Григорий ТАМБИЯНЦ, заслуженный журналист Кубани
|