- Самая тяжелая отставка в вашей жизни?
- Самая первая, в 91-м году. Я проработал два-три сезона, только набрал обороты в Майкопе, свозил команду в Израиль... Оставил записку у Стены Плача, сходил в мечеть - а вернувшись домой, узнал, что я больше не главный тренер. Меня красиво сняли - предложили с заочного отделения ВШТ перевестись на очное. Даже жалованье увеличили вдвое, чтобы я лучше грыз гранит науки. Как раз в тот год "Дружба" дошла до полуфинала Кубка России.
- Петржела за два месяца после отставки из "Зенита" словно угас. Постарел на годы. Как переживаете отставки вы?
- Сажусь в машину и еду высоко-высоко в горы. Дышу горным воздухом два-три часа. Или устраиваю шашлыки с друзьями. Послушали горные речки, помочили ножки в холодной воде - и все стало хорошо.
- Самый тяжелый год в вашей жизни?
- Год, когда отец ушел. 86-й. Нелепая смерть. Сегодня я заставляю своих докторов десять раз проверить игрока и поставить диагноз. У отца анализы исследовали невнимательно, сказали: "У вас язва, никаких проблем..." Потом выяснилось - желтуха была. Которая прогрессировала, перешла в цирроз печени. За три года угас.
- Человек, работавший в премьер-лиге, всегда будет по ней скучать?
- Однозначно.
- Зовут?
- Нет. Придется Брянск туда выводить.
- Чьи тренерские методы в первой лиге считаете особенно интересными?
- Я не знаком с идеями, но результат заставляет заинтересоваться работой Подпалого в "Носте". Сделал в одночасье хорошую команду.
- Успешно работать в бедных командах может только мастер художественного слова?
- Да. Но главное - человек, умеющий отвечать за свои обещания.
- У хоккейного тренера Быкова все полки заставлены книгами по философии и психологии. У вас таких тоже много?
- Этим я занимался первые пять лет, когда изучал тренерскую профессию. А когда работаешь двадцать лет, это должно быть в голове. Сегодня на моем столе лежит справочник ПФЛ по игрокам. Отслеживаем всех футболистов первой и второй лиги. Подыскиваем книги по игре зонной защиты. Приходится много переводить британской литературы.
* * *
- Помните самого себя пятнадцатилетней давности?
- Тогда я был слишком решительным, много дров наломал. Если человек напивался - выгонял. Сегодня выясняю, почему напился. Стал терпимее к проступкам.
- Но в чем-то тот тренер Ешугов, пятнадцатилетней давности, был сильнее нынешнего?
- Тот был одержимым.
- Самый сложный ваш разговор с игроком?
- В "Кубани", со звездами. Непросто было объяснить, что клуб в их услугах больше не нуждается. Но я смягчал: чтобы их авторитет не подорвать, говорил, что ребята просто не вписываются в мою схему. Как тому же Соломатину.
- С большим удивлением столкнулись?
- С огромным. Он не ожидал.
- Есть у вас мечта, не связанная с футболом?
- Есть. Чтобы мама дольше жила.
- Кассету с каким матчем из своей жизни никогда не стали бы пересматривать?
- Наоборот, одну очень хотел бы посмотреть. Когда в нашу "Кубань" в 2004-м никто уже не верил, обыграли "Локомотив" 2:1. Рикарду протащил мяч чуть ли не с центра поля, с левой ноги ка-а-к дал... Я потом на пресс-конференции сказал Семину: "Мне очень приятно, что показали хороший футбол и обыграли будущего чемпиона".
- Что Семин ответил?
- Перестань, говорит, шутить. Мы еще не чемпионы. А я в ответ: "Будете чемпионами!" И они стали!
- В какой из ваших команд была самая лучшая атмосфера?
- В Нальчике в 2001-м. Ребята раз в месяц выезжали на природу и нас, руководителей, приглашали. Мы как свадебные генералы приезжали на торжественную часть, оставались на два-три тоста. Чувствовал: вся команда ждет, когда ты, тренер, уйдешь. И я торопился, чтобы дать им возможность скорее...
- Напиться?
- Да. Отдохнуть. Но они особо не напивались, Заруцкий был молодец - регулировал процесс как тамада.
- После стольких лет в футболе можете назвать себя богатым человеком?
- Нет. Я состоятельный. Хоть президент "Динамо" тут меня назвал "специалистом по малобюджетным командам". В таких командах на московскую квартиру, например, не заработаешь.
- Год назад в Брянск приезжал вылетавший нижегородский "Спартак" с мешками денег. Но вы отказались "помочь".
У меня принцип: я не коммерсант. Я играю в футбол. Ко мне даже лишний раз не подходят с этими вопросами. Сложнее всего научиться этот момент просчитать и, когда выходят на кого-то другого из твоей команды, предотвратить. Год назад это было моим личным решением - деньги у Нижнего не брать, играть честно. Точно так же как-то просил Воронеж: "Помогите, в долгу не останемся!" Но ребята вышли и выиграли.
- Никого в жизни не спасли в такой ситуации?
- Никого и никогда. Вот дополнительное стимулирование было. Я тренировал Нальчик, и играть нам дома предстояло с Томском. Который рвался в высшую лигу, да так и не пробился. Сразу две команды на нас вышли: "Ребята, вот официальная премия, налоги с этих денег заплачены, все чисто. Помогите остановить Томск". Мы и остановили. У штрафной была опасная ситуация, и наш второй голкипер, который разминался за воротами, как будто случайно выбросил на поле второй мяч. Игру прервали, а запасных с тех пор обязали разминаться в районе углового флажка. Все потом говорили: это Ешугов придумал, его методы...
|