Думайте, анализируйте. И делайте выводы
"СЭ Интернет" поднимает тему совмещения председателем Совета межрегиональной общественной организации "Профессиональный союз футболистов и тренеров" (ПСФТ) Владимиром Леонченко в 2009 и 2010 годах профсоюзной деятельности с работой тренером-селекционером "Томи". Кроме того, в нашем распоряжении оказались документы, косвенно указывающие на то, что он мог выступать в роли агента бывшего главного тренера сибиряков Валерия Непомнящего.
У рядового обывателя этот факт никаких особых эмоций наверняка не вызовет. Казалось бы, ну что здесь такого - работал себе человек на благо томского коллектива, укреплял его, как мог, привозил мастеров, которые радовали благодарных зрителей на трибунах местного стадиона "Труд". А в том, что при этом параллельно Леонченко руководил профсоюзом, на первый взгляд, нет ничего плохого: помогал клубу, помогал игрокам. Просто идиллия!
Вот только плохо стыкуется она с рядом российских и международных регламентирующих документов. Взять хотя бы такие строки из опубликованных на официальном сайте FIFPro (Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов, куда входит ПФСТ) принципов этой организации: "FIFPro работает на формирование международного объединения профсоюзов футболистов, которые действуют независимо от клубов, агентов и национальных ассоциаций".
"Независимо от клубов", понимаете? И то верно. Представьте ситуацию: у футболиста "Томи" "Х", состоящего, допустим, в ПСФТ, возникает трудовой спор с руководителем "Томи" "У". Кого должен поддержать Леонченко? Игрока? Тогда неминуемо возникнет напряженность во взаимоотношениях тренера-селекционера с начальством. Клуб? А как объяснишь это футболисту, который наверняка задаст примерно такой вопрос: "Как прикажете вас понимать?". И, пожалуй, будет прав. Словом, неглупые люди сидят в FIFPro - составили документ таким образом, что исключили (по крайней мере на бумаге) возможность возникновения пресловутого "конфликта интересов". Но в наших палестинах, увы, далеко не каждому закон писан…
Поясню, что имею ввиду. Руководитель профсоюза, будучи штатным сотрудником клуба, в чьи функции входил и поиск исполнителей на разные позиции, и общение от имени "Томи" с их агентами, и обсуждение параметров трудовых договоров, является по отношению к футболисту (читай - работнику) стороной работодателя. В этом статусе и его самого, и профсоюз вряд ли можно считать полностью независимыми от клуба.
Идем далее. Финансовые документы, подписанные главным бухгалтером НП ФК "Томь" Ольгой Коноваловой, а также датированное 1 января 2009 года заявление Валерия Непомнящего, поданное в клубную бухгалтерию, свидетельствуют: на протяжении долгого времени на счет Леонченко ежемесячно перечислялось пять процентов от зарплаты бывшего главного тренера сибирского коллектива.
Как это воспринимать? Как некий красивый жест Непомнящего? Простите, в наше циничное время в это как-то не верится. Как агентские отчисления? В таком случае налицо нарушение регламента РФС по агентской деятельности, гласящего, что "агент не вправе занимать какие-либо должности в профессиональных футбольных клубах" и "не вправе оказывать влияние на деятельность профессионального футбольного клуба каким-либо способом". Также, согласно этому регламенту, строго запрещено так называемое "двойное представительство", то есть одновременное представительство клуба с одной стороны и футболиста или тренера - с другой при заключении одного трудового договора.
За подобные действия регламент предусматривает определенные санкции. Однако действуют они только в отношении лицензированных агентов, успешно выдержавших соответствующий экзамен, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей и сдающих налоговые декларации. А у Леонченко, как у председателя Совета ПСФТ, той самой лицензии нет и быть не могло - ведь это противоречило бы уже упомянутым принципам FIFPro... Получается, что деятельностью, которая, судя по тем самым перечислениям пяти процентов от зарплаты Непомнящего, напоминает агентскую, занимался не агент?
Существует еще один вариант возможного объяснения выплат Леонченко части из зарплаты Непомнящего. Мол, речь шла не о чем ином, как о профсоюзном взносе. Но тогда сразу возникает другой вопрос: почему средства поступали не напрямую на счет профсоюза, как это предписано законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а шли через частный счет руководителя?
И, кстати, в связи с этим любопытно было бы понять следующее: перечисления от FIFPro тоже идут на личный счет руководителя ПСФТ - или на счет организации?
P.S. В этом материале мы, задаваясь целым рядом вопросов, намеренно не даем никаких оценок: думайте, анализируйте, рассуждайте сами, уважаемые читатели. И делайте выводы.
Вагиз ХИДИЯТУЛЛИН: "МЫ ВЫВЕДЕМ ПСФТ НА ЧИСТУЮ ВОДУ"
В качестве эксперта мы решили привлечь другого известного в России профсоюзного деятеля - титулованного в прошлом защитника "Спартака" и сборной СССР, а ныне президента профсоюза футболистов и тренеров России (ОПСФ) Вагиза Хидиятуллина.
- Как расценивать ситуацию с сотрудничеством лидера ПСФТ с ФК "Томь" с точки зрения профсоюзного и футбольного законодательства?
- Как нонсенс. Тем более, люди футбольные прекрасно знают, что тренеров-селекционеров на Западе называют скаутами и непосредственно к тренерской профессии их деятельность не имеет никакого отношения. По сути, это внутриклубный агент. Ну и скажите, пожалуйста, может ли в этом статусе выступать руководитель профсоюза? Да и вообще, что это за организация такая? Никто не может четко сказать где, когда и кем она была учреждена. Устав нигде не опубликован. Отчета перед футболистами за выделямые FIFPro огромные средства не производится. Такой компактный самопровозглашенный междусобойчик самоназначенцев.
- Имеет ли, на ваш взгляд, подобная деятельность Леонченко признаки агентской?
- Я уже говорил, что действия Леонченко и генерального секретаря ПСФТ Грамматикова - причем не только в "Томи" - чистой воды агентский бизнес под вывеской профсоюза.
- В таком случае должны ли на это как-то реагировать РФС и FIFPro?
- Да, но, к сожалению, пока такого не происходит. Мое обращение в Комитет по этике по этому поводу осталось нерассмотренным, а FIFPro, с представителями которой мы наконец-то договорились о встрече, пока предпочитает не замечать эту ситуацию. Мы же ратуем за то, чтобы все это было разобрано. Чтобы помимо наших заявлений были учтены заявления футболистов Самедова, Яшина, Кулика и других ребят. Изучена история того, как Грамматиков помогал создавать профсоюз в Белоруссии и куда делись выделенные FIFPro на это деньги. Я встречался с президентом УЕФА Мишелем Платини - и тогда в том числе затрагивал эту тему. Словом, если не найду правды в FIFPro и РФС, привлеку к этим разбирательствам Союз европейских футбольных ассоциаций.
- Какими же могут быть возможные санкции?
- Нам важны не столько сами по себе санкции, сколько то, чтобы была дана правильная оценка деятельности Леонченко и Грамматикова. Но из FIFPro, их по-примеру Украины и Эквадора должны исключить.
- Кстати, правда ли, что в свое время генеральный секретарь ПСФТ Николай Грамматиков, по сути, выдавил созданный вами в 1995 году профсоюз из FIFPro?
- Это еще одна тема для обсуждения с FIFPro. Я никогда не получал никаких документов, что тот профсоюз выведен из членов организации. Согласно уставу FIFPro, это должно было происходить по определенной процедуре, для такого шага должны были быть серьезные основания и, безусловно, меня должны были об этом проинформировать, чтобы я мог опротестовать подобное решение. Но ничего такого не случилось - потому, что Грамматиков уведомил FIFPro о том, что мой профсоюз теперь возглавляет он, подсунув документы со "слизанной" у нас аббревиатурой ПСФТ.
Для того, чтобы нас не ассоциировали с этой фальшивкой, мы и организовали абсолютно новый профсоюз, который поддержали больше 500 игроков из 47 клубов. При этом у ПСФТ хватает наглости заявлять, что мы якобы "профсоюз Фурсенко". Это же ни в какие ворота! Где были они, где был Фурсенко в 95-м, когда я все это начинал? Где были они в 2002-м, когда при моем участии создавалась Палата по разрешению споров, где за эти годы сотни футболистов нашли правду, отстаивая свои права в спорах с клубами? Вы знаете, что до сих пор большинство стран, входящих в ФИФА, не имеют таких органов, как российская Палата? Вы знаете, что она стала одной из первых? В общем, мы профсоюз, созданный футболистами, - и для футболистов! А ПСФТ мы выведем на чистую воду, обещаю!
- К слову, как в вашем профсоюзе взимаются членские взносы?
- Футболист, вступивший в ОПСФ, относит заявление в клубную бухгалтерию, которая ежемесячно перечисляет нам 1 процент от зарплаты, прописанной в его трудовом договоре. Между прочим, потолок таких выплат составляет 3000 рублей.
- Хватает ли этих средств на нормальное ведение деятельности?
- Когда членами профсоюза станет порядка 60 процентов выступающих в нашей стране футболистов и футболисток, будет хватать.
http://football.sport-express.ru/reviews/20155