почитайте это и надеюсь почерпнете много полезного
часть № 1
«Как можно болеть за футбольную команду своего города, когда не знаешь ни программы матчей, ни имён игроков?» Р.Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
Коллекционирование (латинское «коллекцио» - собирание) – это систематизированное собирание каких-либо вещей или предметов культуры, искусства, быта и науки. Это могут быть картины, монеты, открытки, «пуговицы от штанов» и т.д., и т.п.
Именно систематизированное собирание и является коренным отличием коллекционирования от простого бездумного собирательства. Главным признаком качества любой коллекции является не величина её или количество в ней предметов коллекционирования, а полнота определённого ряда или раздела однородных предметов.
В нумизматике, к примеру, это монеты Рима или Киевской Руси и т.д. В марках – раздел о космосе и т.д. В футболофилии это, допустим, программы с участием какой-либо конкретной команды, или другие предметы, относящиеся к футболу.
Во всём бывшем СССР вряд ли наберётся ныне больше тысячи активных коллекционеров-футболофилов. Если принять за аксиому, что примерно четверть взрослого мужского населения в какой-то мере считает себя любителем футбола, то получится, что один футболофил приходится на 25 тысяч просто болельщиков. Согласитесь, редкое увлечение.
Первое конкретное определение футболофила, как коллекционера материалов, связанных с футболом, дал в своём известном труде «Словарь любителя футбола» ростовчанин И. П.Кулжинский ещё в 1969 году: «Футболофил – любитель, коллекционирующий всё, что относится к его любимой команде, чемпионату, либо занимающийся статистикой. Футболофилы собирают: программки, календари, фотографии спортсменов, афиши, значки, вымпелы и т.д.».
«И т.д.» с тех пор весьма разрослось в коллекционировании: шарфы, билеты, наклейки, флаги, карточки, майки, кепки, кружки, брелоки и прочая атрибутика, кою в больших количествах нынче выпускает любой уважающий себя футбольный клуб.
Так что же такое футбольная программа? Это печатное издание, посвящённое одному или нескольким футбольным матчам, поначалу своей истории небольшое, чаще малоформатное. Включает в себя обычно информацию о времени и месте проведения матча, составах встречающихся команд и судейской бригады, турнирную таблицу, историю предыдущих встреч. Обычно это тот минимальный набор, который долго и был содержанием программ, как в нашей стране, так и за рубежом. С развитием футбола рос уровень и футбольной программы: появились сведения исторического, статистического рода о встречающихся командах, участии их в различных турнирах, материалы о футболистах, тренерах, ветеранах, судьях, интервью с ними, фото, карикатуры, прочие заметки занимательного, юмористического содержания. А зарубежные выпуски в те времена весьма заполнены рекламой, однако ей не чураются и в СССР, хотя и своеобразного содержания.
Немаловажен и масштаб турнира. Если играют несколько команд в течение двух-трёх дней, то это всё-таки программа, а не календарь-справочник. По мнению москвича Г.Калянова самым древним из таких отечественных казусов является, по-видимому, программа, выпущенная на турнир динамовских команд в городе Грозный в 1950-м году. Она либо есть у серьёзных собирателей динамовских программ, либо числится в поиске именно как программа, а не как к/с. Если на корову повесить табличку «Я – лошадь», лошадью она всё равно не станет. С другой стороны, она во всех каталогах значится как к/с Грозный-50. Впрямую к нашим «Крыльям» это рассуждение относится о программе 1986 года международного турнира в Куйбышеве, некоторыми самарскими коллекционерами отчего-то относимую к чему угодно, но не к программам.
Традиция выпуска программ к матчам появилась в Англии в конце XIX-го века. Огромное количество англичан посвящают свободное время своему хобби – коллекционированию футбольных программ. Среди раритетов экземпляры первого розыгрыша Кубка футбольной ассоциации 1923 года, матчей московского «Динамо» в Британии 1945-го года и многие другие, являющиеся объектом благородной «охоты» футболофилов. Среди них есть и курьёзные, как программа 1979 года двух шотландских команд, чей матч откладывался … 29 раз! Великобритания и поныне является лидером футбольного коллекционирования, превратившегося в умелых руках в высокодоходный бизнес. Некоторые клубы Англии и Шотландии уже более 100 лет выпускают программы к играм своих клубов. Существуют даже специальные магазины, где можно купить, либо заказать как современные, так и старые программы. Самые преданные болельщики имеют наиболее полные собрания программ, и эти коллекции стоят приличных денег. Тиражи программ в «футбольных» странах весьма велики, от 3 до 100 тысяч экземпляров. Ещё в 1960-х годах тиражи на финалы Кубка Англии доходили до 100-120 тысяч штук, раскупавшихся за 1-2 дня (впрочем, тогда же в СССР в Москве тиражи доходили до нескольких десятков тысяч экз.). Англичане умудрялись скупать программы и за рубежом, путешествуя за своей любимой командой. Например, совершенно невозможно найти программу к матчу «Динамо» Киев (СССР) – «Селтик» Глазго (Шотландия), который состоялся в Тбилиси в 1966 году. Она вышла тиражом три (!?) тысячи экз. при том, что на матч пришло несколько десятков тысяч зрителей.
В России появление первой программы зафиксировано в Санкт-Петербурге к матчам ФК «Надежда» 22 августа (4 сентября) 1909 года. Выходили программы в виде листовок-афиш и включали они минимальную информацию. Редкие исключения (солидное издание 1933-го года к матчам сб. СССР и сб. клубов Турции) подтверждали общее правило.
Выход в свет программ становится систематическим с началом чемпионатов СССР среди команд ДСО и ведомств в 1936 году. Улучшается качество и объём. 1 августа 1946 года в Ленинграде была выпущена первая трёхцветная программа-брошюра к матчу «Динамо» Ленинград – «Партизан» Белград (Югославия). Огромный шаг был сделан при выпуске программы к несостоявшемуся матчу Кубка Европы СССР – Испания (29 мая 1960 г.). Редчайшая ныне программа отличалась необычным для тех лет журнальным форматом, оригинальным оформлением с многочисленными фотографиями, рисунками, информативным текстом.
В последующие годы наибольшей информативностью и оригинальностью отличались программы пресс-центра московского стадиона «Динамо». Но на их фоне основная масса выходивших в стране программ были простыми, если не сказать «серыми» и скучными. Правда на местах отдельные авторы всё же старались разнообразить свои выпуски, и некоторые преуспели в этом в Барнауле, Киеве, Днепропетровске, Челябинске, Саранске, Ростове-на-Дону, Запорожье, Екатеринбурге, Омске, Самаре, Краснодаре. В сотнях городах и поселках СССР выпускались эти помощники болельщика. А еще были справочники. Каждую весну мы ждали их появления и дежурили у киосков. Несмотря на миллионные тиражи, купить их было непросто. Так, в Краснодаре каждый год с 1972 по 1986 включительно выходило по два справочника - на 1-й и 2-й круг. Тиражи достигали 110 000 экз. раскупались они очень быстро. Каждый год в стране выходило более 100 справочников в каждой лиге.
В мире коллекционеров особо ценятся программы довоенные, финалы кубков страны, сборной СССР/России, европейских турниров и т.п. В 1981 году комиссия пропаганды Федерации футбола СССР (с 1992 продолжено Российским Футбольным Союзом) организовала ежегодный конкурс на лучшие программы, выпускаемые в стране. Наши кубанские материалы много раз были в числе призеров и победителей. Сейчас, к сожалению, справочники у нас стали никому не нужной роскошью, зато журнал «ГООЛ» пользуется популярностью у детей до 16 лет, из-за картинок наверное, и людей не ясной футбольной ориентации. Он все-таки в большей степени гламурный, нежели футбольный. Но право на жизнь имеет, хотя и в ущерб историческому или чисто футбольному изданию.
Первый бум футболофилия в нашей стране пережила в начале 1960-х годов, когда программы к матчам стали собирать многие коллекционеры, первыми среди которых стали журналисты, авторы-составители программ и справочников, которых позже и назвали футболофилами. Для многих порой это стала делом всей жизни.
Крупнейшим временным всплеском этого увлечения стал конец 1980-х – начало 1990-х годов, когда рынок был буквально наводнён различной печатной продукцией о футболе, а футбольное коллекционирование было таким же массовым увлечением, как и собирательство марок, значков и спичечных этикеток.
Конец 1980-х годов в СССР с перестроечной свободой дал многим футболофилам возможность выплеснуть свою творческую потенцию в любимом деле. Доступ к полиграфии и копировальной технике, коего не было в закрытой стране, породил совершенно новое явление – неофициальную (альтернативную, авторскую, «левую») программу к футбольному матчу. Часто «страшные» по печатному исполнению, они не всегда имеют коллекционную ценность, но порой оригинальным содержанием заслуживают внимания и сохранения в собрании себе подобных. Но в то же время московский Клуб Болельщиков «Спартака» (КБС) первый в стране с коммерческой выгодой выпускал на удивление великолепные, красочные, интересные программы на отличной бумаге, выгодно выделявшиеся на фоне официальной «серости».
|