 |
Цитата: |
 |
|
|
|
|
|
|
|
И упаси нас Бог, если благородные помыслы зачинателей возрождения казачества будут кем-то неправильно поняты... К сожалению, к этому народному движению пытаются примазаться разного рода авантюристы с далеко идущими целями. Об этом, в частности, свидетельствует анализ одного из проектов Устава Кубанской казачьей Рады... Кубанского «Саюдиса»* мы не допустим» (Николай Кондратенко, «К вопросу о возрождении казачества в крае», «Советская Кубань», 11.10.1990) |
|
 |
|
 |
|
В январе 1921 г. на первом съезде Советов Кубано-Черноморской области был избран Кубано-Черноморский областной исполнительный комитет, председателем которого стал Ян Полуян (18911937).
«Свой среди чужих, чужой среди своих» – так можно было сказать о кубанских казаках, воевавших на стороне красных, – И. Сорокине и И. Кочубее, которые после гибели были объявлены советским агитпропом авантюристами. Позднее, в конце 30х, их судьбу разделили известные кубанские большевики – братья Полуяны, В. Черный и др.
В июне 1924 г. Президиум ВЦИК СССР принял постановление о районировании Юго-Восточной области (края). Этим постановлением Кубано-Черноморская область ликвидировалась, а на ее территории образовывались четыре округа, подчинявшиеся краевому центру в городе Ростове-на-Дону. Однако уже в июле 1930 г. окружная область была ликвидирована. Районы стали напрямую подчиняться краевому центру.
Интересно, что именно при советской власти Кубань, как самостоятельный регион перестал существовать на протяжении 13 лет (с 1924 по 1937 гг.).
После 1933 г. репрессивные меры к казачеству были частично отменены, формируются казачьи части Красной Армии, в 1936 г. возрожден Кубанский казачий хор. В конце 1940-х гг. на советские экраны вышел художественный фильм И. Пырьева «Кубанские казаки». Трагические страницы гражданской войны увековечены в произведениях Р. Гуля «Ледяной поход» и А. Серафимовича «Железный поток».
Кубанский казачий хор – певческий коллектив был основан еще в 1811 г. В 1921 г. деятельность прекращена, но гастрольная деятельность мужского вокального квартета продолжалась. В 1961 г. хор вновь расформирован и возродился только через семь лет.
Краснодарский край был образован 13 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. В состав Краснодарского края вошли Адыгейская автономная область.
Обращает на себя внимание тот факт, что Кубань была выделена, как несколько привилегированная территория и получила статус края, поскольку включала в себя автономную область (аналогично другим краям – Красноярскому, Приморскому, Хабаровскому, Алтайскому и Ставропольскому). Автономная область могла входить в состав союзной республики либо края, тем самым статус «край» стоял ближе к статусу «республика», нежели «область».
Интересно, что автономная область в советской истории могла стать союзной республикой, как, например, в случае с Киргизией. Статус союзной республики добивалась Татарская АССР. Край же, по негласной установке, на повышение статуса претендовать не мог.
В Конституции РФ республики охарактеризованы как «государства» (статья 5 п.2), имеющие свою конституцию (статья 5 п.2), вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2). У краев и областей вместо конституции уставы, но они, как и республики не могут входить в состав других субъектов федерации (ст. 66 п.4)
Интересно также то, что Кубань до 1917 г. именовалась Кубанской областью, а Кубанским краем впервые стала называться в годы полунезависимого государства (1918-1920). Своеобразие развития Кубани заключалось в том, что она избежала изнурительного воздействия политики «военного коммунизма» с ее комбедами и продразверсткой. В годы гражданской войны Екатеринодар стал одной из малых литературных столиц России. Если накануне I Мировой Войны на Кубани насчитывалось 1915 учебных заведений, то к 1920 г. их стало 2200. В 1919 г. в Екатеринодаре был открыт Кубанский политехнический институт, а в 1920-м – Кубанский государственный университет.
Любопытна версия, что название Украины происходит от слова «край», «країна» то есть просто «страна», «земля заселённая своим народом», а «украинец» означало «соотечественник».
В 1986 г. Виктор Лихоносов издает роман о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». Это лирико-эпическое полотне, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару. В послесловии к книге писатель Валентин Распутин отмечал, что главный герой здесь – Память («сколько в человеке памяти, столько в нем человека, сколько памяти – столько жизни в прошлом и будущем»).
«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, иона какую заморскую жизнь они замахнулись: „Франция“, „Нью-Йорк“, „Тулон“, „Трапезонд“, „Венеция“, „Константинополь“! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами „Двенадцать апо столов“. И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной база ры, и для кого попало ресторанчики, трактиры, „красные фонари“ с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж н миниатюре?!»
(В. Лихоносов, «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»)