Платаны, растущие напротив администрации Краснодарского края, приобрели зловещую славу во времена губернаторства батьки Кондрата (он сейчас заседает в Совете Федерации, представляя Кубань). А в 2003 г. он также видел будущее страны в апокалиптических тонах. Тому пример цитата приведенная выше.
Вот не так давно Гонтмахер вспомнил про расстрел советских рабочих в Новочеркасске... Однако похожие события разворачивались и в Краснодаре. Причем даже раньше, чем в казачьей столице Дона.
Случилось это 1516 января 1961 г. в Краснодаре. Причиной стала хрущевская денежная реформа. С первых дней января на пятнадцати созданных в городе обменных пунктах начался обмен «старых» денег на «новые» в соотношении 10:1. «Теперь и любители старины перестанут брюзжать, что на пятак у нас ничего не купишь», – цинично писала местная газета, отмечая, что «богатый советский рубль по зеленой улице входит в жизнь и быт трудящихся».
Обмен денег проводился до 1 апреля 1961 г. А 1516 января в Краснодаре совершенно неожиданно для местных властей произошли массовые беспорядки.
«По рассказам очевидцев, – пишет профессор Виктор Салошенко в своей книге «Первые. Наброски к портретам» (Краснодар, 2000), – почвой для них послужило общее недовольство людей возникшими в результате поспешных реформ экономическими трудностями (нехваткой хлеба и проч.). Поводом стал случай с солдатом, задержанным на Сенном рынке. Он продавал военное обмундирование. В защиту солдата тогда вступились прохожие; собравшаяся толпа, несмотря на то, что задержанный на виду у всех был освобожден, учинила разгром в помещении опорного пункта милиции, а затем в здании военной комендатуры Краснодарского гарнизона. Караул комендатуры применил оружие. По материалам уголовного дела, выстрелы из автоматов производились вверх, но одной из пуль рикошетом был тяжело ранен юноша, ученик 10го класса, который вскоре скончался. С его телом озверевшая толпа прошла по улице Красной до здания крайкома КПСС, где также был учинен жесточайший погром.
В результате, кроме того, что погиб школьник, пострадало еще 39 военнослужащих, был нанесен значительный материальный ущерб. К уголовной ответственности власти привлекли десять человек. Все случившееся, согласно официальной версии, «скромно» было объяснено действиями «хулиганствующих элементов». Газеты о «беспорядках» не сообщали».
Зато очевидцы тех событий вспоминали, что из толпы раздавались призывы вернуть на Кубань атаманское правление. Годы кубанской независимости не прошли даром.
Беспорядки в Краснодаре случались и позже.
Самый настоящий антиправительственный митинг опять-таки случился 15-18 января 1990 г. в Краснодаре у крайкома. Эти выступления окрестили «бабьим бунтом». Поводом для акции протеста послужила срочная мобилизация резервистов в Карабах, где шла межнациональная резня. Вся площадь перед крайкомом была заполнена митингующими. Прямая трансляция «бунта» велась по местному TV. Впервые за долгие советские годы к народу вышли первый секретарь крайкома Иван Полозков и председатель крайисполкома Николай Кондратенко. А 23 января всех резервистов вернули домой.
18 декабря 1991 года, при губернаторстве Василия Дьяконова, если верить тогдашним СМИ, была пресечена попытка военного переворота с участием руководства Краснодарского гарнизона и казаков Кубанской Рады. Якобы заговорщики хотели выйти из состава России, образовав самостийную казачью республику. Переворот должен был пройти под прикрытием встречи казаков-избирателей с депутатами крайсовета, рассматривавших обращение Совета стариков и атаманов Кубани по реализации в крае федерального закона «О реабилитации репрессированных народов». Казаки Кубанской Рады пикетировали тогда заседания Малого совета Краснодара. После инцидента из вооруженных сил после мятежа были уволены генерал-майор В. Белоусов (начальник гарнизона) и старший преподаватель Краснодарского высшего командно-инженерного училища РВСН Петр Мужиков. (14 декабря того же года прошедший Учредительный круг Екатеринодарского отдела в составе Кубанской казачьей рады в г. Краснодаре атаманом отдела избрал П. Мужикова). 19 ноября 1992 г. Мужиков проведет казачий рейд с проверкой паспортного режима по общежитиям Краснодарского Политехнического института, закончившийся избиением студентов-кавказцев.
«Самое массовое движение возникло не без помощи бывших коммунистических лидеров и в тот момент, когда они поняли, что их лозунги больше не срабатывают. Им нужно было срочно сменить одежду. Вот так возникла Кубанская казачья Рада, которая, пытаясь выступать от имени народа, проповедовала такие идеи: мол, мы не русские, мы отдельная этническая группа, поэтому надо закрыть границы и перестать кормить москалей. Естественно, они выступали против частной собственности, против «сиониста Ельцина». Впоследствии каждый атаман пытался отменять его указы и постановления».
(Василий Дьяконов, губернатор Кубани // В. Салошенко, Председатели и губернаторы, Краснодар, 2002)
Тихий «Гром»
В 1988 г. на историческом факультете Кубанского госуниверситета доцент кафедры дореволюционной отечественной истории Владимир Громов (1950 г.р.) организовал студенческий научный кружок по изучению истории русской армии и казачества. Годом позже была образована инициативная группа, которая в пригороде Краснодара, поселке Пашковском стала разрабатывать устав казачьего клуба. Работа шла не без споров и идеологических пристрастий. Александр Берлизов был поборником «красного казачества», Федор Бунин «белого», имелись и приверженцы украинского националистического движения «Рух». Некто Голубь предлагал составлять устав на украинском языке и общаться только по-украински, но поддержки не нашел.4
Еще в октябре 1989 г. в Ростове-на-Дону создается добровольное общество – литературное товарищество «Шолоховскй круг», который впоследствии влился в «Вседонской казачий круг». Интересно, что атаманом Союза казаков Области Войска Донского (СКОВД) изберут Михаила Шолохова, сына писателя М. Шолохова. 5-6 октября 1991 г на II Большом круге СКОВД было принято решение «О восстановлении Донской республики», атаманом стал Сергей Мещеряков.
http://www.rbardalzo.narod.ru/7/balachka2.html