…А мне летать охота
(с) Светлана Журавлева, Краснодарские известия
Какое будущее ждет крупнейшую региональную авиакомпанию, которая когда-то была лицом Кубани?
Старый, дребезжащий «Боинг» отправлялся в Салоники с задержкой часа в полтора. В салоне - неприятный спертый запах. Пока стюардесса рассказывала об инвестиционной привлекательности Краснодара, многие выстроились в очередь в единственный туалет, так как на рейсе было полно детей - время-то отпускное. Обед подали холодным: рис скользкий, кусочек курицы с застывшим жиром. Когда стюардесса ходила по коридору салона, многие крестились, так как казалось, что маленький самолет раскачивался от ее шагов.
…Авиакомпания открыла лето ростом числа перевезенных пассажиров. Пассажиропоток авиакомпании в июне 2012 года увеличился на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 134 488 пассажиров. При этом количество перевезенных пассажиров на чартерных направлениях увеличилось на 134,3%, составив 78 599 человек. Самолеты авиакомпании за первый месяц лета 2012 года выполнили 1 566 рейсов, что на 22,8% больше, чем в июне прошлого года. Рост регулярных рейсов составил 10,9%, а чартерных - 51,7%.
И первый, и второй абзацы этого текста об одном и том же предприятии - авиакомпании «Кубань». С одной стороны, вроде бы неплохие экономические показатели, свидетельствующие о росте. Что вполне объяснимо в летний, высокий сезон, так как компания стала активнее работать с туроператорами. С другой - бесконечные слухи о продаже компании, сокращении персонала, закрытии некоторых региональных направлений. Солидные экономические информационные агентства вообще уже «хоронили» компанию, дедлайн - июль. В довершение - и недавняя смена генерального директора компании. Им стал Сергей Мордвинцев, имеющий значительный опыт работы в авиационной отрасли.
Что же происходит на самом деле в компании, которая еще до недавнего времени была лицом региона?
Источник, работающий в самой компании, рассказал, что сейчас ситуация улучшилась по сравнению, например, с зимним периодом. Тогда бывали и задержки с зарплатой, и ходили разговоры о сокращении людей.
- Тогда мы действительно готовились к самому худшему. Сегодня все стабильно. Разговоры стихли, работы прибавилось, зарплату выдают вовремя, - рассказал «КИ» пожелавший остаться неназванным сотрудник компании. По данным Росавиации, в рейтинге 30 крупнейших авиакомпаний России по пассажирообороту по итогам 2011 года «Кубань» стоит на 19-м месте с приростом в 40 процентов по отношению к 2010 году. А по количеству перевезенных пассажиров - на 16-м. Как видим, не самый лучший результат, но и не самый плохой. Компания ходит в «середняках».
Если посмотреть по отзывам пассажиров на самых крупных авиационных сайтах, то они сводятся к следующему: задержки рейсов, плохое питание на бортах, старые самолеты.
Наша «Кубань» вошла в десятку самых непунктуальных компаний. По отчетам Росавиации, за май этого года из 34 компаний «Кубань» стоит на шестом месте по количеству задержанных рейсов. Из 943 рейсов 55 задержаны. Каждый семнадцатый. Пассажиры 21 рейса ждали свой самолет более двух часов, восемнадцати рейсов - более трех часов, а пассажиры четырех чартерных рейсов ждали вылета более шести часов.
В июне этого года закрыли несколько направлений: Москва-Екатеринбург и Москва-Владикавказ. Компания объяснила этот шаг «низким спросом и экономической неэффективностью самолетов Як-42 на этих маршрутах». Пресса же комментирует, что «Базовый элемент» Олега Дерипаски (которому принадлежит основной пакет акций компании «Кубань») пытается избавиться от авиакомпании, подыскивая убыточному активу стратегического инвестора.
- «Базовый элемент» готов обеспечивать текущую деятельность авиакомпании, но для дальнейшего развития нужны серьезные дополнительные вложения, - пояснили «Краснодарским известиям» в пресс-службе компании. - Мы рассматриваем возможность привлечения в авиакомпанию стратегического партнера, который был бы заинтересован в совместном управлении.
- Кто мог бы стать партнером?
- Например, Краснодарский край, для которого крайне важен региональный перевозчик, гарантирующий приемлемый тариф и высокое качество обслуживания, особенно в преддверии Олимпиады.
- Означает ли это, что «Базовый элемент» полностью готов отказаться от компании?
- Нет. При этом мы не хотим и не собираемся уходить из «Кубани» полностью, потому что для стабильного развития наших аэропортов в Краснодарском крае важно наличие базового перевозчика.
- Как компания оценивает заявление главы «Аэрофлота» Виталия Савельева о готовности купить «Авиалинии Кубани»? Идут ли эти переговоры?
- Мы направляли ОАО «Аэрофлот» свои предложения по «Кубани» и обсуждали с его представителями возможные варианты сотрудничества, - подтвердили в пресс-службе компании.
- А что будет со старыми самолетами?
|