Как за две недели рухнул Краснодар?Игорь Рабинер о выборе городов – хозяев ЧМ-2018
Фото: Getty Images
Футбол был принесён в жертву геополитике, Краснодар — своему олимпийскому соседу, а Блаттер перепасовывал конкретные вопросы Мутко.
Автор:Игорь Рабинер
Оцени работу журналиста
Авторизуйтесь на сайте
Голосов: 53
ФУТБОЛ БЕЗ… ФУТБОЛА
…Мы сидели с Виталием Мутко в его министерском кабинете на улице Казакова и обстоятельно беседовали для книги "Как Россия получила чемпионат мира-2018". В какой-то момент председатель Оргкомитета ЧМ вдруг широко улыбнулся, мечтательно посмотрел куда-то вдаль и произнёс: "Иногда закроешь глаза и представляешь себе, например, Ярославль во время чемпионата мира 2018 года. Древний, красивейший город. Пускай там пройдут два матча, не больше, но это будет фантастически, незабываемо. И для людей ярославских память об этом будет передаваться из поколения в поколение".
Та беседа проходила меньше чем за месяц до трагедии с чартером "Локомотива", а писал я книгу уже после неё. И так хотелось, чтобы чудесный город с тысячелетней историей ожил после накрывшей его беды, что теплые, даже нежные слова Мутко о нём стали завершающим аккордом без малого 500-страничного тома. Запоминается-то, как известно, последнее…
В какое вообще сравнение в футбольном плане Сочи может идти с Краснодаром? Но закавыка в том, что наименьшее, похоже, значение для определения хозяев ЧМ по футболу имел… футбол.
Но прошёл год с копейками – и красавец-Ярославль, надеясь (со слов мэра Евгения Урлашова) получением мирового первенства хоть как-то зарубцевать всё еще кровоточащую рану, остался без турнира. Как и Краснодар, обладающий самой посещаемой командой РФПЛ – "Кубанью". Единственный за пределами Москвы, у кого в премьер-лиге две команды. Столица российской футбольной периферии. И владелец "Краснодара" Сергей Галицкий — патриот своего города, чьими слезами, кажется, даже пропитывается твой ноутбук во время чтения его твиттера – пишет о дикой несправедливости и о появившейся у него мечте, чтобы клуб из Краснодара, причём любой, именно в 2018 году стал чемпионом России. А еще жаждет построить в кратчайшие сроки (а у него-то воровать деньги на строительство точно никто не будет) такой стадион, от которого потекут слюнки у тех, кто отдал предпочтение другим…
Галицкий, как и я, и, думаю, многие из читателей "Чемпионат.com" и вообще спортивных ресурсов, исходили из "футбольности" того или иного города. Либо его культурной, архитектурной ценности. Поэтому так и поразились, что ФИФА "отцепила" города, к которым применимо слово "самый" — самый футбольный и самый… русский, что ли. Если, допустим, взять два города из Краснодарского края (как теперь выяснилось, в концепции предусматривалось: один регион – один город ЧМ-2018), то в какое вообще сравнение в футбольном плане Сочи может идти с Краснодаром?
Но закавыка в том, что наименьшее, похоже, значение для определения хозяев ЧМ по футболу имел… футбол. Виталий Мутко упоминал, что в Саранске лучше всего реализуется федеральная программа по строительству спортивных объектов и проживают народы финно-угорской группы; Калининград, где с инфраструктурой пока полная беда, – наш западный форпост, а Сочи надо "раскручивать" как международный черноморский курорт…
Да и тот же Екатеринбург (по ходу дела, кстати, выяснилось, что никакого полуфинала там не планируется: матч открытия, один из полуфиналов и финал пройдут в Москве, а второй полуфинал – в Питере). То мы слышали от Мутко, что главный город Урала – в пятерке явных лидеров, а теперь вдруг из его же уст звучит, что и вопрос собственности стадиона надо еще решить, и окружающую территорию прилично расчистить: тюрьму, например, в какое-то другое место перевести. Зато как звучит – "чемпионат от Балтики до Урала"! Правильно звучит. Геополитически.
Что ж, каждый мыслит категориями, которые диктует его пост. Вероятно, был бы Виталий Леонтьевич сегодня президентом РФС – исходил бы в первую очередь из футбольных соображений. Министерская, государственная роль заставляет смотреть на всё под иным углом зрения. Который, может быть, шире и правильнее нашего, обывательского.
ГУБЕРНАТОР ПРОГОВОРИЛСЯ?
Вопрос в том, что этот угол несколько загадочным образом меняется в течение считанных недель.
11 сентября, то есть менее трех недель назад, министр спорта давал интервью, которое цитировалось всеми и везде. Там после озвучки пяти лидеров гонки (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Екатеринбург) прозвучало: "Есть города, которые будут готовы с большей вероятностью, — Краснодар и Самара. Есть города, где мы видим некоторую проблему: Саранск, Волгоград, Ярославль, Калининград, Ростов-на-Дону. Скорее всего, из этой группы будут выбраны два города, которые не попадут в окончательную заявку России".
Что могло случиться за две с половиной недели, чтобы город перешёл из второй категории в третью, стремглав просвистев вон из "высшей лиги" мимо сразу пяти (!) конкурентов?
Сегодня на непривычно ранней, стартовавшей в 9 утра и собравшей, по моим подсчетам, всего 35 журналистов пресс-конференции (за время начала Блаттер и Мутко, надо сказать, извинились, хотя и не объяснили причин), я поинтересовался у Виталия Леонтьевича причиной столь резкой метаморфозы. А заодно спросил, по каким критериям Саранск опередил Ярославль.
Мутко отвечал долго и страстно, хотя и общо:
— Всем что-то слышится, кому как хочется! Сравнивать баллы – бесполезная вещь. Абсолютно, на сто процентов, сейчас не готова даже Москва. Была инспекционная поездка комиссии ФИФА, на её основе был вынесен вердикт по пяти определённым критериям. Но это – оценочная вещь, а на неё еще накладывается концепция турнира! Хочу, чтобы вы это услышали. Бывает, что по критериям город – лучший, а в концепцию не попадает.
Что могло случиться за две с половиной недели, чтобы город перешёл из второй категории в третью, стремглав просвистев вон из "высшей лиги" мимо сразу пяти (!) конкурентов?
А есть и такой фактор, как энтузиазм и желание реализовывать наши планы. Например, федеральную целевую программу. Ежегодно мы выделяем 13 миллиардов рублей на строительство спортсооружений. Есть губернаторы, которые в явных лидерах и приходят ко мне с демонстрацией того, что делается, раз в месяц, как на работу (явный намек на Мордовию – Прим. "Чемпионат.com"). А есть те, кому безразлично. В общем, решение, которое приняла ФИФА, объективно. Мы проведём чемпионат мира от Балтики до Урала, с Черным морем и двумя могучими реками – Волгой и Доном, от исконно русских народностей до финно-угорских и мусульманских. Всё это очень важно для нас.
До того Мутко уже разъяснял, что Краснодар пал жертвой наличия в крае более подготовленного к ЧМ города – Сочи. Увы, вопрос, почему тогда менее чем месяцем ранее он сам не причислял столицу кубанского края к "группе риска", повис в воздухе.
Председатель Оргкомитета напирал на то, что решение принимала ФИФА. Но вот что интересно – мой коллега из Газета.ру задал вопрос по поводу Краснодара изначально Блаттеру, но тот, видимо, не имея что сказать по существу, "в одно касание" переправил его Мутко. Значит, всё-таки российская сторона инициировала итоговый выбор, а швейцарская его только визировала?
|