Нормуль так написано про Анжи
Как в старой сказке: часы бьют полночь, и Золушка, в спешке покидая бал, теряет хрустальную туфельку; разукрашенная карета обратно превращается в тыкву, роскошное платье – в лохмотья, кони – в крыс. Но в отличие от сказки, в нашем суровом мире вряд ли найдется принц, который будет разыскивать свою возлюбленную по всему футбольному королевству. Потерянную хрустальную туфельку никто не нашел.
Почитав ночью гостевую книгу «Дикой Дивизии», поразился практически полному отсутствию паники. Без воплей «все пропало» и прогрессирующей истерии. Известие о том, что проект «Анжи» закрывается и, в сущности, возвращается к истокам – туда, где мировые звезды уже не признаются в любви к дагестанскому народу, где нет Лиги чемпионов и невозможна борьба за медали, тамошняя публика восприняла мужественно. Хотя не в мужестве, конечно, дело – просто и там понимали, что новым хобби Сулейман Керимов не будет увлекаться вечно. И где-то на подсознательном уровне готовили себя к этому неизбежному роковому часу.
Непонятно другое – почему все произошло столь внезапно? Версия о том, что Керимов потерял много денег из-за обрушения акций «Уралкалия», не выдерживает никакой критики. Помилуйте, человек, занимающийся крупным бизнесом много лет, уж наверняка знаком со всеми рисками. Тем более на дворе все еще смердит мировой финансовый кризис, который вот-вот свернет на тропу эскалации. Это ведь не шпана, торгующая паленой водкой и пустившаяся в бега после рейда полиции. Керимов знал, на что идет. Да и банкротом в одночасье он тоже не стал.
Решения руководства «Анжи» лишены всякой логики. Зато в них прослеживаются все характерные признаки шизофрении. Зачем, спрашивается, в июне-июле надо было тратить 50 миллионов евро на трансферы игроков, чтобы в августе всех распустить? С Кокориным так и вовсе приключилась презабавная история – перейдя в «Анжи» в ранге самого дорогостоящего футболиста в истории на внутреннем рынке, Александр не провел за новую команду ни одного матча. «Безумие?» – спросите вы. «Россия!» – отвечу я вам.
У мертворожденного проекта, безусловно, был только один путь – в небытие. «Анжи» подключили к аппаратам искусственного обеспечения жизни, надеясь как можно дольше продлить его существование. Приставили дорогой персонал, разукрасили интерьер палаты драгоценными камнями и металлами. А когда поняли, что Оттуда уже не возвращаются, отключили машину и разошлись по домам готовиться к похоронам. Хиддинк, похоже, прознал об этом чуть раньше и в свойственной ему манере быстренько ретировался. Ох уж эти голландцы! Самые гениальные жулики в футбольном мире.
Но главный вопрос, который не дает мне покоя, – зачем и к чему все это надо было затевать? Ведь Керимов ничегошеньки же не добился! Выкинув на ветер баснословное состояние (трансферы, зарплаты, реконструкция стадиона – все это потянет на полмиллиарда евро, если не больше), он не пришел к какому-то понятному, закономерному итогу. Титулов и почета нет, внутреннего удовлетворения, полагаю, тоже. Только прохожие жалят недоуменным взглядом у крутят пальцем у виска…
Не пытайтесь понять, научила ли нас история «Анжи» чему-нибудь. Она нас ничему не научила. Пройдет время, и в наше море чудес заплывет очередной олигарх, который захочет поиграть в футбол. Возможно даже, по палубе этого судна будет мечтательно бродить Герман Ткаченко. А вот для профессиональных футбольных менеджеров место на корабле вряд ли найдется.